Фильм «Ошибка инженера Кочина» (1939) – один из лучших шпионских детективов 1930-х годов, причём, не только советских, но и, как таковых.
В 1990-х годах по кабельному ТВ (помните такое явление?) доводилось смотреть голливудские изделия на эту тему — ловили то «красных», то потом – немцев и японцев.
Скучные шаблоны без изящных деталей. В нашем кино тоже полно штампов, но есть и нюансы.
Режиссёр киноленты – Александр Мачерет, автор сценария – он же плюс Юрий Олеша.
Написано по мотивам пьесы братьев Тур и Льва Шейнина. То есть киноработа была поручена самым-самым.
Тогда как в Голливуде шпионские детективы были второразрядным развлекаловом категории B и над их созданием особо не мучились.
На роль чекиста Ларцева взяли аж Михаила Жарова, на тот момент суперзвезду. Образ мог бы стать ходульным, а Жаров привнёс нотки лиризма, иронии, стиля.
К тому же, он здесь потрясающе красив той плакатной красотой, что завораживает и немного пугает.
По большому счёту, Ларцев и есть главный герой повествования, а инженер Кочин (Николай Дорохин) – фигурант чуть не второго плана.
В кадре появляется и Фаина Раневская, играющая тут еврейскую мадам — Иду Гуревич, жену портного.
Интересный момент – Фаина Георгиевна почти никогда не играла, собственно, евреек, а здесь она даёт волю своим воспоминаниям о «местечке» и говорит с национальными интонациями.
У Гуревичей сын – военный, да не в нижних чинах, а полковник и служит на Дальнем Востоке.
В «Ошибке…» есть очень много маркеров эпохи – например, оставление молодыми евреями привычных профессий – портного, сапожника, ювелира, адвоката, бухгалтера.
В роли красавицы-агента Ксении Лебедевой, которой и было поручено соблазнить, завлечь инженера Кочина, появилась Любовь Орлова, хотя, играет она здесь ужасно – не её формат.
Она — комедийно-музыкальная героиня. К тому же, на эту роль подошла бы любая хорошенькая кино-блондинка.
Например, Людмила Глазова или Галина Пашкова. И да, эти актрисы по части драматической игры даже сильнее Орловой. Да, начало – захватывающее.
Мы присутствуем на допросе некоего Галкина, немолодого человека, рассказывающего, что в 1911 году он был счастлив с женой и дочкой, а потом супруга бежала в Париж за любовником, прихватив ребёнка.
И вот на склоне лет — аж на излёте 1930-х Галкин решил перейти границу, дабы найти свою взрослую уже дочь.
Более, чем неубедительно, и чекист Ларцев это просекает. В финале выясняется, что Галкин работал на западные спецслужбы на протяжении 30 лет.
С1909 года! И вот теперь, скопив капиталец, решил рвануть в буржуазный парадиз. Это важный момент – дата вербовки.
То есть персонаж вредил ещё царскому режиму. Подобная линия была и в «Высокой награде» (1939) – агент орудует со времён Николая II.
Это не просто так – СССР перестал считать себя чем-то оторванным от исторического процесса.
Всё больше появлялось имперских смыслов и явных связующих линий между Россией господ-Романовых и первым в мире пролетарским государством.
Но что там с инженерской ошибкой? Итак, инженер Александр Кочин – видный авиаконструктор и сверхмозг.
Однако же как все умники, он наивен во всём, что не касается его Большого Дела. Потому совершает ошибку, решив взять домой чертежи, чтобы быстро внести в них правку.
Начальник отдела (к слову, завербованный разведкой) тут же сообщает об этом резиденту. У Кочина роман с привлекательной дамой, той самой Ксенией, что живёт по соседству, в коммуналке.
Это – ещё один штрих. В 1930-х даже крупные учёные или секретные проектировщики могли жить в «общих» квартирах.
Отдельными апартаментами в Москве располагали только очень-большие-начальники — директора серьёзных производств, главы научных институтов, высшее командование.
Так вот Лебедева, как потом выясняется, была завербовала, когда в юности бывала за рубежом. Ей это претит – она по-настоящему влюбилась в Кочина.
Видимо, до этого всё было нормально – дама «работала» на разную там Америку не первый год.
Это – типичный поворот в шпионских детективах всего мира – красивая агентесса влюбляется в свою «жертву». И – становится жертвой сама.
Её бестрепетно кидает под поезд злобный резидент, которому надоела лирика блондинки, готовой развалить всю игру.
Да, по идее Кочина с его «ошибками» должны были арестовать, но Ларцев принимает иное решение – оставить инженера на свободе, лишь преизрядно пожурив, а затем и взяв его на охоту – поговорить о главном, погулять по осеннему лесу.
Этот фильм был нужен ещё и затем, чтобы показать строгую избирательность в вопросах наказаний за подобные проступки.
После ежовщины с её повальными арестами новый глава ведомства – Лаврентий Берия очень долго разгребал те быстренько сфабрикованные «дела», что наворотил его предшественник, точнее, его люди.
По сути, «Ошибка инженера Кочина» — это сюжет о новой генерации чекистов, которые не рубят с плеча.
И, конечно, в этой кинокартине был явлен основной постулат советского бытия: «Когда страна прикажет быть героем, у нас героем становится любой».
Показана роль «маленьких людей» — официанта и портного в деле поимки шпионов. В целом, как и в любой шпионской истории всё сводится к мысли, что агентом или героем может оказаться, кто угодно.
О, безусловно, жаль Кочина – полюбил девицу, а она оказалась врагом… Он же теперь никогда не женится — такая травма…