«Ошибка Тони Вендиса» — тут не ревность, а деньги!

Этот двухсерийный телефильм – настоящее погружение в 1970-е – начало 1980-х. Поп-эстетика времени тут едва ли не главное действующее лицо, хотя, это снято всего лишь на «Молдова-фильм», а не на Paramount Pictures и даже не в Риге. Надо сказать, что у режиссёра Василе Брескану получилось намного эффектнее, чем у прибалтов, традиционно изображавших «мир наживы и чистогана», лондонские улочки да американскую глубинку.

«Ошибка Тони Вендиса» (1981) – экранизация остросюжетной пьесы Фредерика Нотта «Набери М для убийства». К слову, это был известный автор в области crime-stories и один из тех авторов, что привлекли самого Альфреда Хичкока (есть и хичкоковский вариант этой фабулы, увы, не известный широкой советской публике). Действие пьесы происходит в 1950-е годы, но «Ошибку Тони Вендиса» перенесли в наше время, то есть в конец 1970-х.

Итак, некогда популярный теннисист, а ныне – видный служащий престижной спорт-конторы Тони Вендис (Игорь Костолевский) женат на хорошенькой, глуповатой богачке Марго (Милена Тонтегоде), однако, не испытывает к ней особых чувств, так как женился по расчёту. В одной из сцен он признаётся, что выбирал жену, как приложение к теннисной карьере, чтобы содержала, не скупилась и восторгалась.

И вот он узнаёт, что супруга …неверна и увлекается неким телесценаристом, автором криминальных опусов, Максом Клайдом (Паул Буткевич). А вдруг взбалмошная Марго захочет уйти к тому, другому? И тогда Вендис решает убить Марго. Нет, не из ревности, конечно. Спортсмен честно и цинично говорит, что «обрёл слишком дорогие привычки», чтобы отказаться от брака, где на него буквально сыплются банкноты.

Его работа приносит гроши по сравнению с тем наследством, которое проживают они в паре с Марго. Вендис проявляет хитроумие, не свойственное физически талантливым (sic!) людям. Скажем так. Нет, далеко не все теннисисты – дураки, но придумывать комбинации – это свойство шахматистов, а не теннисистов. В качестве исполнителя Тони привлекает человека сомнительной репутации – Свана (Александр Филиппенко), а чтобы тот не подумал отказаться, шантажирует.

Да-да. Вендис скрупулёзно (прямо, как Остап Бендер в своей охоте на Корейко), собрал целое досье на прожжённого жулика Свана. То есть – или соглашаешься прибить дамочку за неплохое вознаграждение, или я все эти данные несу, куда следует. Вендис поражает своим решительным хладнокровием. Он вынашивал планы довольно долго, тщательно выстраивая линии поведения, как свои, так и чужие.

Все эти месяцы (!) он ласково обнимал Марго, делая вид, что всё прекрасно. И вот час Х настал. Но затем что-то пошло не так… Женщина защищалась и …сама убила нападавшего. Более того, и это не конец «приключений». Полиция уверена, что Марго Вендис убила Свана по каким-то своим причинам. Не умея ничего доказать, богачка оказывается виновной. Ей грозит смертная казнь. Да, всё заканчивается хорошо – заказчик, разумеется, изобличён.

Но самое крутое здесь, я повторяю, декорации. В них реально есть что-то хичкоковское. Вся эта красная подсветка, шторы, мигающие за окном рекламы. А ещё особую роль играют …югославские светильники фирмы Meblo, какие были тогда в моде (их делали по итальянской лицензии). Они в квартире Вендиса буквально всюду. Ещё один персонаж – магнитола JVC RC-838, который являют так часто, что это кажется рекламой.

Ещё авторы фильма перебарщивают с атрибутами западного преуспевания, как его понимали в СССР. Так, герой Костолевского даже дома носит очки от солнца и смотрит в них телевизор! Жена Вендиса бродит по дому в вечерних туфлях на шпильке и каких-то атласных нарядах. Ну, вот не могли представить, что обеспеченные леди в Буржуинстве не всегда при макияже и с укладкой волос. Эти мифы сыграли с нами дурную шутку. Но это уже совсем другая crime-story…

Оцените статью
«Ошибка Тони Вендиса» — тут не ревность, а деньги!
Фильм, который авторы посвятили XXVII съезду КПСС