Остап Бендер vs Александр Корейко: кто успешнее

Как любую ключевую фигуру сюжета Остапа Бендера из книг Ильи Ильфа и Евгения Петрова мы воспринимаем самым важным, успешным, наконец – продвинутым, крутым, если говорить нынешними словами.

Обычно в такой логике остальные персонажи кажутся более мелкими как личности. Но вот ведь любопытинка: в «Золотом теленке» появился Александр Корейко, который во многом не уступал ему. А может, даже превосходил его?

Так кто же из двух жуликов был успешнее? Давайте сравним между собой этих аферистов из книг Ильфа и Петрова по результатам их дел.

1. Вписанность в социалистическое общество

Тут, безусловно, выигрывал Корейко.

Пусть он и зарабатывал в «Геркулесе» ничтожные 46 руб., причем в то время, как, по упоминанию Ильфа и Петрова, даже студенты получали по 75 руб. Но богач хитро вписался в структуру социалистического общества так, что не подкопаешься.

Бендер же только однажды сделал попытку социализироваться – когда создал контору по заготовке рогов и копыт.

Но все время, пока существовала контора, он ею не занимался. У «великого комбинатора» были дела поинтереснее: собирать материалы на Корейко. Бизнес же существовал сугубо для официального прикрытия: приходилось долго сидеть на одном месте, надо было как-то это документально оправдать. Все-таки тунеядцев у нас уже в то время отслеживали.

Причем, когда этого «начальника отдэлэния» вызывали на заседания, он писал отказ. А когда ему на стажировку прислали студентов, Остапу под недовольный ропот Паниковского пришлось потратить довольно немалую сумму, чтоб от юношей избавиться (в хорошем смысле, разумеется).

Словом, «Рога и копыта» влекли одни расходы: материальные, организационные, временны́е и проч.

А вот Корейко легализовался и в рамках своей легенды вел себя идеально. Любой разведчик мог бы брать с него пример. Прямо скажем, его жизнь была вылитая «удивительная бедность, в особенности если принять во внимание величину суммы, которую он при помощи Полыхаева выкачал из доброго «Геркулеса»».

То бишь (обратите внимание!) он не останавливался ни на миг и получал барыш, даже находясь в подполье.

Александр Иванович, к тому же, сам того не зная, исполнил важное правило будущего легендарного разведчика СССР Рудольфа Абеля, который учил слушателей элитных курсов КГБ: ни в коем случае не давайте волю чувствам, но встречайтесь только с одинокими (!..) женщинами, причем не более одного раза, «а если вдруг почувствуете, что сами влюбились по уши, тут же заканчивайте или с нелегальной разведкой [в случае с Корейко – с подпольной жизнью], или с любовью».

Александр Иванович сделал промах лишь один раз: влюбившись, пригласил Зосю на свидание, куда захватил пачку крупных денег. Но, если бы его тогда не обворовали Балаганов с Паниковским, подпольный миллионер успел бы взять себя в руки и деньги никому не показывать.

В этом лишний раз проявлялась его расчетливость, которой у Остапа не было вовсе – все доходы, которые когда-либо приплывали этому балагуру в руки, он тратил почти сразу же.

Даже когда у Бендера с большой суммы, украденной как раз из той пачки в кармане Корейко, остались неплохие деньги, он не стал их растягивать на постепенные важные траты. Он сразу же купил на них… букет девушке – причем той самой, в которую до него влюбился Корейко.

Дескать, «ничего не поделаешь! У меня большое сердце. Как у теленка».

2. Итоговая сумма «заработанного»

Бендер и Корейко были творческими личностями. Каждый из них не просто грабил государство и отдельных граждан, но устраивал всё виртуозно, нестандартно, с выдумкой.

Однако на выходе суммы, которые за все время сумел получить «великолепный Остап», с одной стороны, и Корейко – с другой, были несопоставимы:

1) да, Остап Ибрагимыч в итоге вынудил-таки отдать ему 1 млн руб. Однако Корейко нищим не остался. Его чемоданчик, который он таскал из одной камеры хранения в другую, таил добрые 10 млн руб., если сложить вместе его отечественные и валютные запасы.

По подсчетам «Коммерсанта», в нынешнем веке Александра Ивановича можно было бы назвать «рублевым миллиардером и долларовым мультимиллионером. В его чемодане лежало 1,85 млрд руб., т. е. 26,7 млн долл.».

Таким образом, конкретно тут Корейко выигрывал у Бендера в 10 раз;

2) самая большая сумма, за которой Остап охотился до встречи с Корейко, составляла порядка 150 тыс. руб. по состоянию на 1927 г.

А раньше и вообще «вся эта музыка стоила 70–75 тыс. руб.».

Это было очень и очень неплохо. Однако поставим на разные чаши весов:

  • 150 тыс. руб. из стульев Воробьянинова, к тому же так и не полученные Бендером,

и

  • 10 млн руб. из чемодана Корейко, который он запросто перетаскивал с вокзала на вокзал.

Итого опять выходит, что наш «гроссмейстер» уступал, причем намного – раз этак в 66. А ведь Остап Ибрагимыч, если б нашел-таки клад мадам Петуховой, должен был бы поделиться с Ипполитом Матвеевичем. И тогда разница между Бендером и Корейко сделалась бы еще больше – в пользу второго.

3. Масштабы махинаций

По размаху аферы Александра Ивановича однозначно превосходили делишки Остапа Ибрагимыча. «Великим комбинатором» с бóльшим правом можно назвать Корейко.

Бендер только мечтал о строительстве плотины на Голубом Ниле, но никогда бы не дошел до реализации. Корейко же на самом деле чуть было не построил электростанцию – точнее, уверил всех в этом и увел в личный карман выделенный на это бюджет доброй республики.

«Промысловая артель химических продуктов “Реванш”», на которой Корейко прилично заработал, также дала бы 100 очков бендеровским «Рогам и копытам», на которые «потомок янычаров» тратился сам.

В книге Ильфа и Петрова описаны такие махинации Корейко, которые и не снились Бендеру с его спектаклями а-ля женитьба на вдове Грицацуевой с кражей у нее несчастного ситечка…

4. Психология миллионера

Эта особенность очень важна. Ведь мало приобрести деньги – надо их еще удержать, причем в столь сложной для этого социальной обстановке советской страны.

И тут однозначно выигрывал Корейко. Он был холодным, прагматичным. Не зря этот конторский счетовод на мелком жалованье умел мысленно быстро умножать большие числа – в этом его таланте авторы дали тонкий намек на расчетливость как человека в целом.

Остап же был актером, «не финансистом, а свободным художником и холодным философом» на сцене жизни. Он сам не осознавал, что его больше интересовал процесс поисков денег, чем результат.

И дело даже не только в том, что в условиях социализма «идейному борцу за денежные знаки» было бы банально негде и не на что потратиться, а за границу бежать не получилось бы.

Дело еще в том, что «сыну турецко-подданного» больше всего нравилось выстраивать хитроумные операции.

Его богатый «подзащитный» тоже в разное время организовывал различные сложные махинации. И часто тоже весьма замысловатые. Но шика в нем было гораздо меньше. Перед ним стояла четкая цель: нажива.

А Бендер обожал спектакли одного актера (его самого) при широкой публике, восхищенно-изумленной его талантам (как пели в одной из экранизаций, «вы оцените красоту игры»).

Корейко жил скромно и ждал своего часа, по образному выражению Ильфа и Петрова, напоминая боксера, который всю жизнь посвящает будущей цели – выигрышу на ринге. Он даже питался скромно и спортом занимался – чтоб в момент «выхода на ринг» быть полностью в форме.

Да и большей осторожностью он тоже отличался, нежели «великий комбинатор», который, к примеру, в момент пропуска публики в «Провалъ» вел себя настолько невнимательно, что умудрился близко подпустить милиционеров.

Хорошо еще – он вовремя сориентировался и придумал, будто взимает плату за «Провалъ» официально («чтобы не слишком проваливался»), а стражи порядка ему поверили. Но тут уж просто повезло. А ведь могло бы и не повезти.

Корейко был миллионером именно подпольным. И отлично в этом статусе, так сказать, законсервировался.

Остап же вести подпольную жизнь не смог бы.

А ведь в условиях социализма хранить личные миллионы можно было исключительно тайно. Так что и тут Остап Ибрагимыч проигрывал Александру Ивановичу.

Вывод

По всем параметрам получается, что фактически, по результатам, Корейко был успешнее Остапа, и намного.

Однако если бы сюжет крутился вокруг Александра Ивановича как главного героя, роман «Золотой теленок» не получился бы таким легким, виртуозным, парящим и светлым, каким мы его знаем.

То же стало бы с «12 стульями», если бы туда включили Корейко как основного персонажа.

История с Александром Ивановичем в центре сделалась бы «злой, нетерпеливой», как пульсы самогó юного Саши, когда он «ошалело… мечтал о богатстве, оглушаемый ударами сердца и пульсов».

Книги Ильфа и Петрова получились гениальными и искрометными во многом благодаря характеру главного героя. Итак, по сравнению с Корейко Бендер был:

1) светлее. Не даром как в книгах, так и во всех экранизациях его образ неизменно вызывал у публики симпатию и прочие позитивные реакции.

Даже в фильме Марка Захарова, где «великий комбинатор» получился тяжеловато-флегматичным, он пари́л в песнях – мол, «белеет мой парус, такой одинокий… но я не плачу и не рыдаю»;

2) даже добрее. Допустим, смог бы Александр Иванович широким жестом одарить своего подельника, причем бывшего, огромной суммой в 50 тыс. руб.? Никогда. Он бы вообще сделал вид, что не заметил его. Или, столкнувшись нос к носу, просто ничего ему не сказал бы о деньгах.

Бендер же Балаганова одарил. И ведь Шура не знал, что у Остапа есть деньги. И ничего с него не требовал. И ни о чем его не просил. И молчал обо всем. И был до такой степени не на волне данной темы, что, получив ошеломительную сумму на руки, пошел и сразу, практически по мышечной памяти, своровал какую-то мелочь на улице, из-за чего попал в милицию.

А как Остап Ибрагимыч поступил с Кисой, когда тот практически провалил всё колоссальное дело, причем по нелепой причине – накануне аукциона пошел в ресторан (будто не мог потерпеть одну ночь)?

Да Корейко за этакое своего напарника минимум – иcкaлeчил бы, а потом бросил.

Остап же всего лишь «дал предводителю короткий, сильный и незаметный для постороннего глаза удар в бок». При этом, судя по молчанию Воробьянинова во время «экзекуции», не такой уж она была и сильной;

3) артистичнее, острее, ироничнее. И это было важно для книг Ильфа и Петрова, которые в итоге получились одними из самых лучших в литературе XX в.!

П. с. Дорогие читатели, а как оцените вы: кто был продвинутее/успешнее: Бендер или Корейко?

Оцените статью
Остап Бендер vs Александр Корейко: кто успешнее
Фильм «Змеелов»: почему Александр Михайлов стал актером года за роль в перестроечном детективе