«Остров ржавого генерала»: почему он не дотянул до прекрасной «Гостьи из будущего» и что не так со второй Алисой Селезневой

В 90-х по телевизору довольно часто крутили «Остров ржавого генерала» — почти так же часто, как и «Гостью из будущего». Порой даже друг за дружкой, ведь это фильмы про одну героиню – Алису Селезневу. Сейчас же «Гостью» так же часто крутят, она на слуху. А вот про «Остров ржавого генерала» зрители начали постепенно забывать.

И я не удивлена, что «Остров» начал уходить в небытие. Скорее удивлена, что его раньше так часто показывали по телевизору. Смотрела его будучи взрослой – сразу же не оценила. И мои сыновья со мной всегда были солидарны, хотя книжную версию этой истории читали многократно и уважали.

Почему ж считаю «Остров ржавого генерала» плохим и категорически не дотягивающим до уровня «Гостьи из будущего»? Причин несколько.

Первый мину — смена Алисы (точнее актрисы ее исполняющей)

После космически душевной Наташи Гусевой любая девочка будет восприниматься в штыки. И перебить эту «броню зрительского недоверия» сложно – юная актриса должна быть еще харизматичнее и обаятельнее Гусевой. Увы, но Кате Прижбиляк этого не удалось. Милейшая, нежнейшая, но все же менее выразительная девочка. Очень быстро забывается.

Честно, не понимаю, почему в фильме не стала сниматься Гусева. Ну была бы чуть-чуть более старшей Алисой (не 12, а 15-летней девочкой) – по-моему, это было бы вполне логично, что именно подросток, а не маленький ребенок, сумел одолеть поехавших роботов.

Кстати, сам Булычев в интервью оказался жесток к Кате Прижбиляк и назвал ее главной неудачей этой экранизации (цитата из журнала «Детская литература»: «Не такой я представлял свою Алису. Катя девочка талантливая. Но ей бы играть скромных девочек-ромашек. А для Алисы ей не хватило авантюризма и острот. Она сыграла скромно и сухо, из-за этого не получается сопереживать и сочувствовать главной героине»).

Второй минус – неровная история

Когда смотрела первый раз фильм, то сразу же подумала, что он похож на какое-то лоскутное одеяло, кусочки которого сшиты наспех и грубыми нитками. Скорее всего, причина в том, что режиссер довольно долго снимал эпизоды «Ералаша» и слишком увлекся этим жанром коротких «скетчей». В итоге и полноценный фильм у него вышел, как собрание отдельных эпизодов, а не как ладная большая история.

Третий минус – роботы

1988 год – время, когда зрители (в том числе маленькие) были искушенными в роботах. Халтуру им уже подсовывать было неуважительно. А тут «тяп-ляп» цветет во всю. Роботы сделаны из дешевого хлама и не особо умело (видимо, клеили их впопыхах).

Да, роботы по сюжету и не должны быть сверкающими и идеальными – они все же уже списаны на свалку, поэтому и стали «ку-ку». Но даже с учетом их потрепанности, они все равно должны смотреться достоверно и грозно. А не как кучка дрыгающихся листов и палок.

Беда роботов в фильме еще и в том, что они сливаются с фоном. Все время приходится вглядываться, где там заканчивается рука-нога робота, а где просто булыжники.

Плюсов нет? Не совсем

Чтоб чуточку смягчить поток своего ворчанию, отмечу и плюсы. Увы, их не так много, как бы хотелось.

Первое достоинство – сама историю. Ее я считаю восхитительным образчиком детской фантастики. И сценарий, к счастью, не так сильно отошел от книги. И это не удивительно, ведь сценаристом фильма выступил сам Кир Булычев.

Второе достоинство – Баба Яга в исполнении Александра Ленькова. Вышло чудесно. Наверное, это самый харизматичный персонаж — он просто «украл» весь фильм.

Конечно, все написанное – это личное мнение, а не «истина в последней инстанции». Если вы не согласны – переубеждать не собираюсь. Мы все имеем право на свое отношение к фильмам.

Оцените статью
«Остров ржавого генерала»: почему он не дотянул до прекрасной «Гостьи из будущего» и что не так со второй Алисой Селезневой
«Зимняя вишня». Зачем ей был нужен Вадим