Можно ли назвать звезд советской эстрады по-настоящему богатыми людьми в СССР?
Тогдашние обыватели, при всей любви к музыке и в целом к развлечениям, считали, что наши знаменитости незаслуженно купаются в деньгах.
Эти претензии озвучил в свое время Аркадий Райкин:
«Вот балерина – крутится, крутится, аж в глазах рябит. Прицепите ее к динамо – пусть ток дает в недоразвитые районы.»
И то верно: по сцене прыгать – этот тебе не кайлом махать.
Вот что отвечал Владимир Высоцкий своим завистникам:
Судачили про дачу и зарплату:
Мол, денег прорва, по ночам кую.
Я все отдам — берите без доплаты
Трехкомнатную камеру мою.
Итак, сколько же получали звезды эстрады в Советском Союзе?
По нынешним временам цифры поражают своей скромностью.
Низшая ставка составляла всего-то 3 рубля за концерт! Артистам второй категории платили чуть больше, аж 5 рублей, за высшую категорию – от 13 до 19.
Автор статьи – журналист Алексей Хотяновский. Статья специально написана для публикации на дзен-канале «В ЖИЗНИ И В КИНО».
Официально больше остальных получала в то время Людмила Зыкина: за концерт ей платили 33 рубля, плюс доплачивали три ставки за звание Народной артистки. Исполнителям народных песен в те времена всегда платили больше.
Для сравнения, Эдита Пьеха, Людмила Сенчина или Эдуард Хиль довольствовались всего 13-ю рублями за выступление. А ведь артистам надо одеваться. Да и по городу передвигаться желательно на машине, а не в общественном транспорте. Приходилось крутиться.
Официальный способ заработать приличные деньги – давать больше концертов. Конечно, это была настоящая работа на износ, но зато результат радовал.
Я помню, как в 1980 году в наш город приезжали «Песняры». Тогда они были на вершине славы, все мечтали увидеть их воочию и послушать знаменитую «Крик птицы». Так вот, они пробыли у нас 10 дней и ежедневно давали по три концерта. И каждый раз с аншлагом!
Так же поступали и другие исполнители. Эдита Пьеха, например, вспоминает, что ее личный рекорд – 39 концертов за 13 дней на Дальнем Востоке.
Но были времена, когда советские власти запрещали артистам и подобные стахановские методы. Так ставшая мегапопулярной после «Карнавальной ночи» Людмила Гурченко, устроила настоящий «чес» по эстрадным площадкам больших малых городов Союза.
Сами концерты были легальными, вот только в 1958 году любые «легкие деньги» считались чем-то позорным, недостойным советского человека.
Гурченко удостоилась обличающего фельетона в центральной газете и на 10 лет лишилась доступа к большим и главным ролям на центральных киностудиях. И лишь благодаря своему невероятному таланту смогла выбраться из негласной опалы и вернуться в когорту звезд первой величины.
Существовали и другие способы подзаработать, далеко не такие легальные. Прежде всего это «левые» или «черные» концерты. Вот тут в дело включались организаторы выступлений артистов.
Помните, как Жванецкий рассказывал про администратора Одесской филармонии, который поучал своих молодых коллег:
— Вот вы, молодые, я вам говорю: сначала разверните дело, потом включайтесь. Что вы воруете с убытков – воруйте с прибылей!
Администраторы артистов, организаторы концертов на местах и директора концертных залов и ДК действовали на свой страх и риск. Попадешься – можешь сесть по статье 93 за хищения в особо крупных размерах.
Иной раз артист и не знал об аферах, которые прокручивались за его спиной. Был случай, когда Муслим Магомаев отправился в отпуск и там, находясь на отдыхе, давал по 6(!) концертов в день.
Он был убежден, что все они проходят по ведомостям, налоги уплачены, никаких нарушений не допускается и не подозревал, что организаторы «мухлюют» с билетами и ставками для артиста (вместо одного реального концерта, провели по бумагам целых три).
За это всенародного любимца неоднократно допрашивали в ОБХСС и на какое-то время запретили ему выступать за пределами родного Азербайджана. В итоге никаких обвинений Магомаеву так и не предъявили.
Высоцкий, по слухам, отказывался петь меньше, чем за 5000 рублей – сумасшедшая сумма для того времени. И только скоропостижная смерть «избавила» кумира поколений от практически неизбежного уголовного дела…
Александр Кальянов, одна из звезд шансона, в те годы был звукорежиссером ансамбля «Лейся, песня», и они ездили на «халтуры» вместе с Владимиром Семеновичем. Кальянов рассказывал, что администратор певца даже показывал поддельную справку от Министерства культуры, якобы разрешающую Высоцкому получать большую надбавку за особое мастерство.
Одним из самых богатых музыкантов в 70-80-е годы был Юрий Антонов. Нередко он ездил в туры один, без коллектива, и делиться ни с кем не приходилось. К тому же большой доход приносили ему авторские отчисления за песни, которые пели по всей стране. Завистники утверждали, что иной раз, возвращаясь с гастролей, он отправлял багажом чемоданы, набитые купюрами.
Но случались и неприятности. Не избежал их Борис Сичкин, сыгравший Бубу Касторского в отечественном боевике «Неуловимые мстители». Артист выступал перед сеансами в кинотеатрах, а деньги делил со своим администратором.
В итоге он год провел в тюрьме, хотя его вину так и не доказали. Но на эстраду его практически перестали приглашать. Что в итоге побудило актера к эмиграции из СССР.
Получил 3 года «химии» (принудительных работ) музыкальный руководитель ансамбля Аллы Пугачевой. Выяснилось, что администраторы концертных площадок при полных аншлагах отмечали в документах, что залы были полупустыми. Разницу делили между собой и заезжими исполнителями.
Сама Примадонна, вместе с Львом Лещенко и Иосифом Кобзоном прилетали на суд в Иркутск, чтобы дать свидетельские показания в пользу обвиняемого. Возможно, звездное представительство помогло, все-таки отправили его не на зону, а на «стройки народного хозяйства».
Пострадал Михаил Звездинский, исполнитель песни «Поручик Голицын». Он открыл в Москве настоящее кабаре и устраивал там для избранных подпольные концерты, в которых принимали участие звезды первой величины. В результате – 6 лет провел в заключении.
Да чего там, даже всенародного любимца Евгения Леонова вызывали во Всесоюзное Театральное Общество из-за анонимного доноса. А Евгений Павлович всего-то провел несколько дополнительных творческих вечеров.
Не оставались в стороне и рокеры. Их официальные концерты в Союзе были, как правило, запрещены, поэтому зарабатывали, в основном, на так называемых квартирниках. Билет туда стоил 5 рублей, в дополнение к этому посетители скидывались на выпивку. Гонорары музыкантов составляли в лучшем случае рублей сорок-пятьдесят.
Давали они еще подпольные концерты. Устраивали их под видом комсомольских вечеров, билеты продавались в учебных заведениях из-под полы. Нередко в самый разгар концерта появлялась милиция, некоторых музыкантов задерживали.
Так, пострадал лидер группы «Воскресение» Алексей Романов. Он признался, что получал за выступления деньги. В итоге провел 9 месяцев в КПЗ, после чего получил условный срок.
Все изменилось с началом перестройки. К власти пришёл Михаил Горбачёв, и гонорары у артистов стали договорными. Тут уже речь пошла о миллионных заработках.
Хочу поделиться историей о музыкальной афере, свидетелем которой я стал. Было это в самом начале девяностых.
Все началось с появления в нашем городе весьма солидного, хорошо одетого человека лет 50-ти. Он сразу же отправился к директору местной филармонии, представился Борисом Семеновичем и заявил, что является официальным представителем Аллы Пугачевой.
— Кстати, не можете ли вы помочь в организации совместного концерта Примадонны и французской певицы Патрисии Каас?
— Французской? – переспросил обалдевший директор. – Я, конечно, не против. Да вот только подходящего дворца у нас нет. Желающих будет много, а вместимость помещения небольшая.
— Какого еще дворца? – рассмеялся гость. – Берите выше! Тут нужен стадион, не меньше. Такие две звезды!
Стадион в городе был, даже два. Директор дал предварительное согласие, но для начала позвонил мэру. Все-таки событие неординарное. Мэр пожелал лично пообщаться с представителем Пугачевой, и вскоре встреча в высоком кабинете состоялась.
— А нельзя ли переговорить непосредственно с Аллой Борисовной? – решил поосторожничать мэр.
— Без проблем!– Борис Семенович тут же набрал на телефоне какой-то номер. – Аллочка, привет, это я, Боря! Тут с тобой хотят поговорить.
Мэр нерешительно взял трубку и представился. Услышав в ответ знакомый до боли голос, он неожиданно для себя встал с кресла и начал громко говорить:
— Алла Борисовна, как я рад вас слышать! Мы же с вами когда-то встречались. Помните, в Сочи, я еще вам букет роз подарил… Да-да, как в песне: миллион, миллион алых роз, — попытался он спеть. – Помните? Так вот, это я! Спасибо вам, что приедете в наш город. Встретим по высшему классу! И вас, и Каас! Да-да, прямо в рифму! Ждем!
События после этого развивались стремительно. Мгновенно появившиеся афиши кричали со всех тумб: «Две звезды! Пугачева и Каас! Только один концерт!». Была приведена в боевой порядок бывшая обкомовская гостиница и вышколен обслуживающий персонал. Народ безумствовал. Билеты в кассах были раскуплены в мгновение ока.
За три дня до концерта на пороге кабинета директора филармонии снова возник Борис Семенович. Когда он вышел оттуда, в его руках был дипломат с выручкой от проданных билетов. Больше его никто не видел.
Как не увидели Пугачеву и Каас зрители, собравшиеся в день концерта у стадиона.
Вот и говорите после этого, что перевелись у нас Остапы Бендеры!