Отчего так печальна песня Пьеро. История появления и эволюции этого грустного героя

Белый клоун Пьеро. Пожалуй, сложно представить себе персонажа, который бы внушал одним своим видом такую же печаль и так же при этом завораживал зрителя.  Пьеро предстает в роли романтически настроенного и ранимого юноши, терзаемого от неразделенной любви к Коломбине (Мальвине). А помимо любви Пьеро страдает от издевательств со стороны развеселого и агрессивного рыжего клоуна Арлекина.

Как правило, хитрый пройдоха Арлекин не только измывается и насмехается над ранимым романтиком, но и завладевает девушкой, которая являются предметом воздыханий несчастного Пьеро.  Оттого в душе печального созерцателя неприветливого мира на веки поселяется осень.

Впервые Пьеро предстал перед зрителями более трехсот лет назад на сцене парижского театра Итальянской комедии. Итальянские артисты принесли во Францию свою комедию масок (комедия дель арте). Основными героями этих комедий были  дзанни – хитроумные слуги, которые непрерывно морочат хозяевам голову и устраивают их сердечные дела, а также закручивают интриги между собой.

Одним из самых популярных дзанни  персонаж по имени Педролино (Педро). Педролино — это вероломный обманщик,  который изображает из себя удручённого простачка. На благодатной   французской почве Педролино обрел вторую жизнь как романтик Пьеро. Первым исполнителем роли Пьеро считается актер театра Итальянской комедии Джузеппе Джератони.

Изображаемые в комедии дель арте болванами аристократы не любили этот вид народного театра, и король Людовик XIV запретил итальянскому театру масок выступать во Франции. После отбытия итальянских артистов, полюбившийся французам Пьеро, вместе с некоторыми другими дзанни, перекочевал на помосты французского ярмарочного народного театра.

Обаятельные и вульгарные хитрецы во Франции стали значительно эстетичнее  и приобрели шарм.  Веселая и легкомысленная Коломбина стала изящной кокеткой. Коварный притворщик Пьеро превратился в несчастного мечтателя, а пассивный Арлекин стал хитрецом и агрессором. Из взаимодействия на сцене Пьеро и Арлекина произошли жанры белого и рыжего клоунов. Под влиянием французской культуры, эти герои претерпели изменения и в самой Италии.

Окончательно, в отвергнутого любимой мечтателя Пьеро превратился с легкой руки великого французского драматурга Мольера. Именно таким этот персонаж предстал в пьесе  Мольера «Дон Жуан, или Каменный пир». В пьесе Пъеро несчастный крестьянин возлюбленную которого, смеха ради совращает распутник Дон Жуан.

Выйдя за пределы комедии масок в драматический театр, Пьеро получил разнообразный репертуар, он был садовником, крестьянином, пастухом и даже поваром у короля людоедов в пьесе «Арлекин — король людоедов» (1720) . При этом Пьеро сохранил свой внешний облик, унаследованный от итальянского Педролино.

Расцвет сценической жизни Пьеро приходится на первую половину 19 века. До этого при всей своей популярности Пьеро был на вторых ролях, а тут вышел на первый план. Пьеро стал центральным героем, вокруг которого строилось повествование. Самым известным исполнителем роли Пьеро стал актер Жан-Батист-Гаспар Дебюро, выступавший под псевдонимом Батист. Застывшее, неподвижное лицо и обширную блузу с длинными рукавами и большими пуговицами привнес в образ Пьеро именно Дебюро.

Благодаря поэтичности Пьеро, он стал вдохновением для творцов жанра декаданс.  Например, Пьеро появляется в драме Александра блока «Балаганчик» (1906) и драме Артура Шницлера «Подвенечная фата Пьеретты». В образа Пьеро выступал до революции популярный певец декадансер Александр Вертинский.

В  СССР упаднические дореволюционные жанры востребованы не были, и для всех советских людей  Пьеро был куклой из всеми любимой сказки «Приключения Буратино». «Приключения Буратино» — это вольная  интерпретация крупным советским писателем Алексеем Толстым написанной еще в 80-х годах 19 века сказки итальянского писателя  Карло Коллоди «Приключений Пиноккио».

У Коллоди такого персонажа как  Пьеро нет. В сказке «Приключений Пиноккио» театр дель арте был представлен Арлекином и немного похожим на Пьеро в плане костюма персонажем по имени Пульчинелла. Но, несмотря на то, что заграничные любители сказок не имели возможности познакомиться с так прелестно описанным Алексеем Толстым кукольном воздыхателем, образ  Пьеро в западной культуре не был забыт.

На Европейском культурном пространстве Пьеро стал одним из предметов вдохновения в готическом музыкальном и изобразительном искусстве. Например, очень популярная в 00-х годах готик-метал группа «Lacrimosa» сделала Пьеро своим символом.

Мы не знаем, какие новые формы и смыслы приобретёт Пьеро в наше тревожные времена, но хочется верить, что он все же останется грустной, но милой сердцу куклой из любимой сказке детства.

Оцените статью
Отчего так печальна песня Пьеро. История появления и эволюции этого грустного героя
Громкий криминальный фильм, где следователь выполнил свой долг, нарушив его