Вот, к примеру, знаменитый роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» экранизировали у нас целых 4 раза.
Впервые в 1915 года. Жаль, что сохранилась лишь фрагменты.
Потом в 1958г.
И уж затем в 1983 и 2008 г.
Каждая из экранизаций имеет свои несомненные достоинства.
А мне, признаюсь, больше всего по душе 4-серийный фильм режиссёра Вячеслава Никифорова 1983г.
Очень уж он атмосферный.
С первого кадра окунаешься в эпоху, описанную классиком: предреформенную Россию. А потом, эпизод за эпизодом, буквально упиваешься подробностями провинциального быта, потрясающе достоверными интерьерами барских усадеб, пейзажами русской средней полосы, прекрасной музыкой.
А какие актеры!
Не устаю восхищаться Владимиром Богиным, который сыграл главную роль – Евгения Базарова. Я лично только так этого героя и представляла. Шкатулочкой с секретом. Рискну предположить, что и Тургеневым он задумывался именно таким – неоднозначным.
Это только на первый взгляд Базаров грубый, резкий, отталкивающий. А внутри глубоко запрятано в нем иное: человеческая неприкаянность, стремление к счастью и простым радостям. Вот именно это Владимир Богин и показал.
Его Базаров очень умный, одаренный человек. И осознает это. Понимает, что стоит в своем интеллектуальном, духовном развитии выше прочих. Но нет в нем ни кичливости, ни гордыни. А все его презрительные высказывания насчет сантиментов старших Кирсановых – и вовсе блеф.
Ведь и бунтарская душа Базарова склоняется пред прекрасным: вспомним историю его любви к Одинцовой.
Запоминается также и Аркадий Кирсанов в исполнении Владимира Конкина. Похвалы достойно то, что в «Отцах и детях» этому актеру удается преодолеть свое амплуа. По крайней мере, ни Шарапов, ни Павка Корчагин в его Аркадии ничуть не угадывается.
Аркадий – абсолютный барчук, от всей души увлекающийся модной ересью нигилизма. Ничего, кроме интересничанья в нем нет. Он лишь играет, а не живет. А когда придет пора, вернется младший Кирсанов, как сейчас говорят, в зону комфорта.
Совершенно волшебна Анна Сергеевна Одинцова в исполнении бесподобной Натальи Даниловой. Есть в этой Одинцовой и неизъяснимая таинственность, и некий болезненный надлом. И та самая абсолютная красота, которая, ну просто веришь!, может покорить скептическое сознание упрямого Базарова.
Вообще, здесь хороши решительно все.
Необыкновенен отец Базарова в исполнении талантливейшего Владимира Самойлова. Сколько в нем трепетной, робкой, самоотверженной любви к резковатому, ершистому чаду своему…
Очень мне нравится и Павел Петрович Кирсанов. По-моему, одна из лучших ролей Бориса Химичева. Есть в его Павле Петровиче и барственная надменность, и брутальный шик, и некая тоска по потерянному идеалу.
Очаровательна Фенечка в исполнении прелестной Светланы Рябовой. Этакая хорошенькая Душечка, которая вполне довольна своей двусмысленной участью, но не лишена душевных порывов по отношению к чему-то новому. Так и чувствуешь, как трепещет ее сердечко, когда смотрит на Базарова.
В свое время фильм 1983г. «Отцы и дети» вызвал неоднозначные оценки как критиков, так зрителей. Одни считали его слишком академичным, упрекали в буквальном следовании, даже в мелочах, тургеневскому роману. А вот другие, напротив, восторгались тем, что это кинопроизведение очень тургеневское по духу и настроению.
С последними соглашусь. Думаю, и сам Тургенев поставил бы этой экранизации высокий балл.