«Отелло» Сергея Юткевича: визуально роскошная экранизация Шекспира, где показана трагедия слепой ревности и утраты доверия

До сих пор Отелло в массовом сознании является синонимом безрассудного ревнивца.

А вот в советской экранизации шекспировского произведения 1955г, которую с блеском осуществил режиссер Сергей Юткевич, все несколько иначе. Глубже и сложнее.

Дело в том, что Юткевич считал, что трагедия отважного и неукротимого мавра не в том, что он ревнив до беспредельности, а в том, что утратил веру в людей.

Потому и в фильме «Отелло» режиссер стремился показать не только «трагедию любви и мести», но и, главным образом, «трагедию веры, трагедию доверия и предательства». Отсюда и концепция этой киноленты. Отсюда и подтекст актёрской игры.

По мысли режиссера, Отелло душит отчаянно любимую им Дездемону не по причине ущемленного мужского самолюбия, а потому что она, как он считает, разрушила в нем веру, уничтожила его преданность и доверие. И руки на себя накладывает страстный мавр, когда переполняет чашу терпения последняя капля: как меч на голову, обрушивается прозрение о вероломстве Яго, которого Отелло считал сподвижником и другом….

Конечно, каждый трактует бессмертный сюжет по-своему. Мне кажется, есть в истории об Отелло и Дездемоне как раз и то, и другое. И ревность, и утрата доверия…

Кстати, для того, чтобы лучше проникнуться духом шекспировского творения, с абсолютной точностью войти в образ, перед началом съёмок Сергей Юткевич устроил всем актером шестинедельный (!) подготовительный период. Режиссёр и актёры ежедневно читали пьесу, обсуждали самые важные моменты, репетировали.

А для того, чтобы актёры буквально влились в атмосферу трагедии Шекспира, режиссер использовал совершенно непривычный для съемок любого фильма метод. «Отелло» снимали последовательно, в соответствии с событиями пьесы, а не вразнобой, как бывает обычно. Такое строгое следование логике пьесы очень помогло актёрам настроиться на роли и глубже понять поведение персонажей.

Сегодня, спустя почти 70 лет, фильм «Отелло», возможно, выглядит несколько нарочито, пафосно и театрально.

Но, может, в этом и есть его неповторимая прелесть?

Во всяком случае, в визуальной красоте этому фильму не откажешь. И в этом, бесспорно, заслуга и режиссера, и оператора.

Для создания яркого южного мира Венеции, Кипра было приложено максимум творческой фантазии и находчивости. Ведь компьютерной-то графики тогда не было…

Например, Сергей Юткевич в сотрудничестве с оператором Евгением Андриканисом беспрестанно экспериментировали с цветом, который должен был подчеркнуть смысловую нагрузку фильма, создать нужное настроение. Большинство фонов, павильонных и натурных, выбраны в нейтральной гамме, чтобы подчеркнуть цвета костюмов и декораций на первом плане. Так, алый цвет сопровождает Отелло, а ближе к концу уже и Дездемону как явный намёк на кровавую трагедию. А в самом начале сюжета Дездемона окружена белым цветом, символизирующем невинность. Нередко мелькает чёрный, говорящий о том, что история мрачна и темна. Все это, вроде бы нюансы, но они создают настроение и влияют на зрительское восприятие.

Большое значение для создания общего колорита эпохи Ренессанса имеют великолепные костюмы, детали грима.

Многие иронизируют по сей день насчет черного грима Бондарчука, который несмотря на мастерство гримеров, все же не скрывал его европейский облик. Однако этот грим выполняет, скорее, экспрессивную функцию. Неспроста в фильме так много планов, где крупно показаны глаза Бондарчука, – дикие, страстные, исполненные то гнева, то неизбывной боли, то жажды мести. Особо выразительные на фоне черной кожи.

Столь же тщательно подошёл Сергей Юткевич к выбору натуры. Снимали «Отелло» в Крыму, в Одесской области. Особая история случилась с созданием эпизода на Лестнице гигантов в Венеции. Ее снимали …. на Химкинском водохранилище. И получилось вполне убедительно.

Что уж говорить об актерах. Все они замечательны.

На главную роль Юткевич пригласил самого именитого тогда, в середине 50-х, молодого актера – Сергея Бондарчука, уже в то время имевшего высший титул в советском кино – «Народный артист СССР».

А вот Дездемоной стала актриса тогда еще безвестная. Студентку Школы-студии МХАТ Ирину Скобцеву ассистенты режиссера приметили на студенческой театральной постановке. Скобцева опыта съемки в кино не имела. Но, несмотря на неопытность или даже благодаря ей, Скобцева прекрасно вписалась в фильм. Ведь ей и надо было воплотить на экране наивную, доверчивую, распахнутую навстречу жизни девушку.

Кстати, именно на съемках «Отелло» и завязались романтические отношения Скобцевой и Бондарчука, впоследствии воплотившиеся в крепкий долгий семейный союз….

Многие утверждали, что, если бы не реальная страсть, связывавшая актеров в жизни, то образы Отелло и Дездемоны не получились бы такими живыми, искренними и выразительными.

А сам Бондарчук позже шутил, что сначала задушил свою будущую супругу, а потом женился на ней.

Хороши артисты, воплотившие и другие образы в этой шекспировской истории: Владимир СошальскийЕвгений ВесникАнтонина Максимова.

Особенно выделяется Андрей Попов, сыгравший главного злодея – Яго. Между прочим, Попов –весьма разноплановый актер. И шекспировского трагедийного героя сыграл он так, что раз и навсегда запомнился. И комедийные роли были ему по плечу (вспомнить хоть папеньку-сквалыгу из «Сватовства гусара»).

«Отелло» Юткевича оценили у нас в стране: фильм посмотрели более 24 миллиона.

А в 1956 году советский «Отелло» был удостоен приза за «Лучшую режиссуру» на Каннском кинофестивале. А также после получил Золотую медаль на международном кинофестивале в Дамаске.

А что вы думаете об этом, дорогие читатели?

Оцените статью
«Отелло» Сергея Юткевича: визуально роскошная экранизация Шекспира, где показана трагедия слепой ревности и утраты доверия
Важные удаленные сцены из фильма «День сурка», которые многое объясняют