Когда в 70-х Леонид Гайдай задумал перенести на экран пьесу Михаила Булгакова «Иван Васильевич», проект с самого начала вызывал множество споров и сомнений. Одни видели в этом шаг к новаторству, другие — неоправданный риск. Работать над экранизацией произведения Булгакова, которое могло не пройти строгую цензуру, решились далеко не все.
Несколько актеров, приглашенных на главные роли не хотели ввязываться в сомнительную авантюру. Но Андрей Миронов оказался не из числа тех, кто боится неопределённости. Ознакомившись со сценарием, он без раздумий согласился на роль обаятельного Жоржа Милославского. Однако зрителям не довелось увидеть его в этой роли из-за одного человека.
Первоначальный замысел Леонида Гайдая строился вокруг двух ярких актёров: Юрий Никулин должен был сыграть Ивана Грозного и управдома Буншу, а Андрей Миронов — стать его харизматичным напарником.
После триумфа «Бриллиантовой руки» дуэт Никулина и Миронова воспринимался как безупречный выбор, и персонажи, согласно сценарию, разрабатывались с прицелом именно на главных звезд советского экрана. В итоге в последний момент планы Гайдая пошли под откос.
Юрий Никулин отказался участвовать, посчитав проект слишком опасным. Он сомневался, что кино сможет пройти цензурные барьеры, а перспектива вложить силы в работу, которая рисковала быть остановленной на полпути, не казалась ему оправданной.
Решение любимого актера стало серьезным ударом для Гайдая. Потеря главной звезды вынудила его начать срочные поиски замены, способной не только соответствовать образу, но и привнести в фильм ту особую динамику, которую он изначально задумывал. На пробы приглашали признанных мастеров.
Евгений Лебедев впечатлял в царском гриме, но абсолютно терялся в роли Бунши. Георгий Вицин и Владимир Этуш, наоборот, не могли убедительно изобразить сурового правителя. Даже Евгений Евстигнеев, который прекрасно справился с обеими ипостасями, был отклонен худсоветом по неизвестным причинам.
Казалось, выход из тупика найти невозможно, но на сцене появился Юрий Яковлев. Его игра оказалась настоящим открытием: он умело балансировал между грозным образом царя и нелепостью Бунши, создавая органичное единство двух таких разных характеров. С утверждением Яковлева вопрос с главной ролью был решён, и можно было бы считать, что проект спасён.
Но именно в этот момент возникла новая проблема. В кадре Миронов и Яковлев не выглядели убедительно. Их экранный дуэт не давал нужной искры, а комедийная химия между ними просто отсутствовала.
После долгих раздумий Леонид Гайдай принял болезненное решение отказаться от участия Миронова, понимая, что для успеха фильма это неизбежно. Артист воспринял отказ профессионально. Он не обижался на маститого режиссера, осознавая, что иногда ради искусства приходится идти на жертвы.
В итоге роль Жоржа Милославского перешла к Леониду Куравлеву, чьи пробы покорили всех. Его легкость, авантюризм и харизма сделали образ Жоржа незабываемым. Когда актер был окончательно утверждён на роль, процесс съёмок наконец-то сдвинулся с места. Все опасения о возможных трудностях постепенно рассеялись.
Картина была завершена практически в первоначальном варианте, а вмешательство цензуры оказалось минимальным — некоторые фразы из сценария были слегка подкорректированы. В 1973 году фильм «Иван Васильевич меняет профессию» появился на больших экранах и мгновенно покорил зрителей.
Комедия быстро обрела статус народного хита, а ее цитаты стали частью культурного кода страны, оставаясь популярными даже спустя десятилетия. Возможно, именно благодаря напряженной подготовке к съемкам картина обрела ту магию, которая делает его культовым в глазах поколений.