«Она очень нравилась …ответственным работникам, хозяйственникам. Она возбуждала из забытых глубин души улыбку нежности. Ее хотелось взять на колени и, раскачиваясь, забыть грохот и вонь города, цифры и бумажный шелест канцелярии.
Когда она, платочком вытерев носик, пряменько садилась за пишущую машинку, в угрюмых помещениях Махорочного треста на грязных обоях расцветала весна», — не правда ли это похоже на описание Эллочки? Вернее, тут могла быть Эллочка.
«Она миленькая, ничего про неё не скажешь, но, безусловно, она передовых взглядов не имела. Она всецело мечтала о беличьем манто, о всяких разных чулочках, ленточках, каблучках и так далее, и тому подобное.
И в силу своих взглядов она одевалась чересчур бойко. Завсегда коротенькая юбочка, шляпочка такая, шёлковое пальтецо на пуговках», — тут уже совсем другая дамочка, но из того же теста.
Итак, первое описание — это машинисточка Варенцова из рассказа «Гадюка» Алексея Толстого, а второе описание — Верочка из фельетона «Горько!» Михаила Зощенко.
И оба раза девушки «в шляпочках» и модного фасона юбочках становились предметом страсти ответственных работников.
В 1920-х годах появилось очень много различных контор и трестов, куда охотно принимали грамотных (умеющих читать и писать), чистоплотных барышень — они разносили бумажки по кабинетам, печатали приказы и распоряжения начальства, выполняли мелкие поручения.
На заводах и фабриках тоже было предостаточно всяких учётчиц, табельщиц, машинисток и, разумеется, секретарш.
Они заметно выделялись на фоне пролетарок-тружениц своей мотыльковой лёгкостью, модностью и мещанским шиком, который они выдавали за некий, подсмотренный в журналах и кино «заграничный стиль».
Кстати, в эпоху НЭПа в СССР крутили много западных фильмов и спокойно печатались открытки с изображением Лиа де Путти, Полы Негри и Мэри Пикфорд. Из каких семей происходили все эти Эллочки?
Из разночинцев, уцелевших в Революцию и Гражданскую войну. Телеграфисты, мелкое чиновничество, счетоводы, помощники адвокатов, телефонистки и так далее. Их отцы и матери.
Итак, Эллочка — очень похоже, что служила секретарём на той самой «Электролюстре», где работал молодой и перспективный инженер Щукин.
Как многие умные и занятые люди, он загорелся в ответ на «искренний интерес» со стороны симпатичной, женственной девушки — как раз такие, как Щукин вечно выбирают миловидных хищниц, ибо самим им, что называется «некогда ухаживать», а тут ухаживать (то есть охотиться) начинают уже за ними.
Инженеры Щукины не успевают очнуться, как они уже в законном браке и с них требуют «приличное содержание».
P.S. Как правило, Эллочки, выжав иp Щукиных всё, что можно, перепрыгивали на других — более обеспеченных товарищей.