Очень нежно люблю этот фильм. Я считаю его настоящим шедевром, идеальным образцом советского кино — нежный, немного наивный, немного грустный.
Необыкновенный фильм.
В нем идет рассказ о юной деве, которая издалека приезжает в Москву к молодому человеку, с которым познакомилась, когда тот был в их краях в в командировке. Молодой человек собирается в Венгрию, и героиня решила приехать к нему как раз к этому времени.
Но по приезде выяснилось, что ее там никто не ждал.
На первый взгляд сюжет довольно банальный.
А фильм можно пересматривать бесконечно.
Да, какие-то моменты кажутся абсолютно нереальными, как, например, встреча с министром.
Но ведь зрителей в фильме привлекает не документальность происходящего, а невероятно душевная атмосфера.
И, конечно, актеры. Это просто лучшие кадры индустрии, как сказали бы когда-то.
Игорь Костолевский — тот самый красавец, к которому ехала героиня из самой Сибири.
Людмила Гурченко.
Александр Ширвиндт.
Марианна Стриженова.
Владимир Басов.
Любовь Полищук.
Игорь Ясулович.
И, конечно, рыцарь на белом коне желтом Икарусе — венгерский актер Миклош Калочаи.
В то время имя его героя — Ласло — стало почти нарицательным. Он был образцом настоящего мужчины.
Роль в фильме Отпуск за свой счет — единственная роль актера, которая была знакома советскому зрителю.
В 1991 году его не стало.
А сейчас о главной героине, той самой Кате, которая приехала в Москву.
Сейчас любой зритель, знакомый с советским кино, тут же опознает по смешной оранжевой шляпке Ольгу Мелихову.
А изначально сценарий писался под Евгению Симонову.
Режиссеру же нравилась Любовь Руденко.
Но, как рассказывали в официальной версии, Ольгу Мелихову случайно увидели на улице и решили ее, не имеющую никакого актерского образования, снять в главной роли.
Но есть и другая версия событий, по которой Ольгу Мелихову пришлось взять на роль по звонку сверху, когда Руденко уже вовсю снималась в фильме.
Кто звонил, до сих пор не известно, хотя, казалось бы, все тайны советского кино уже давно раскрыты.
А вот этот момент так никто до сих пор и не прояснил.
Любопытно, что сама Ольга была не в курсе, каким образом она попала в этот фильм.
Поэтому она никак не могла понять, почему у нее не складываются отношения с коллегами — ей даже бойкот объявляли.
Что касается Любови Руденко, то она осталась в этом фильме. Но сыграла уже не главную роль, а небольшой эпизод — секретаршу героя Ширвиндта.
И у нее даже была совместная сцена с Мелиховой, где, как рассказывала позже Руденко, она не могла скрыть своего негативного отношения к молодой актрисе.
Помощь Мелиховой пришла неожиданно — над ней взяла шефство Людмила Гурченко.
И еще одна интересная деталь.
Во время съемок этого фильма Игорь Костолевский познакомился с Еленой Романовой, с которой потом прожил восемнадцать лет.
Пока не ушел от нее к французской актрисе Консуэло де Авиланд.