«Отпуск за свою счёт». Почему Катя так унизительно себя ведёт?

Обычно многие зрительницы возмущаются поведением юной Кати, рванувшей из далёкого Верхнеярска в столицу, чтобы увидеть Юру, приезжавшего в командировку и вскружившего ей голову. Говорят, что героиня ведёт себя слишком унизительно для неё же самой:

Как можно терпеть дикие унижения от человека, который тебя не любит и даже избегает! Возмущает такое поведение, это просто отвратительно

Напомню, что девушка без предупреждения (а предупредить не было возможности, адреса и телефона Юры нет, он не писал и не звонил) приезжает в Москву и начинает искать своего возлюбленного. Проявляя невиданное упорство и смекалку, она неутомимо ходит по организациям, где может работать молодой человек, и находит-таки его!

Однако, Юру словно подменили. Непонятно, зачем такой красавец подцепил провинциальную дурочку далеко от дома, но в привычной обстановке она ему совершенно не нужна. Да его даже модная, броская и раскованная Лена не привлекает!

Возможно, такие мнения о Кате возникают из-за жалости, поскольку к наивной молоденькой девушке проникаешься сочувствием.

Она такая неиспорченная, доверчивая и открытая, что не понимает насмешек той же Лены, и абсолютно не принимает холодность Юры, не видит её, просто потому, что так не может быть. Кстати, даже Лена снисходит до чудачки Кати, устраивая её пожить к себе.

Казалось бы, Катя — навязчивый преследователь, и симпатии зрителей должны быть на стороне Юры, но… Очень тонко показана ситуация, в которой Юре хочется казаться хорошим для всех, поэтому он юлит, не говорит прямо, что у него чувства прошли (даже если и были), и смотрится это не очень.

Унижает-то девушку он, но это мы видим, а у Кати — розовые очки, для неё ситуация до поры до времени совсем не унизительная.

Она замечает лишь внешние преграды: ой, Юра в Венгрию с Ласло на испытания едут позже, значит, надо добыть себе отпуск за свой счёт аж в министерстве, если этого требуют! А с Юрой всё хорошо, он же так хотел раньше поехать как бы вместе (он в командировку, она по путёвке) и, конечно, хочет и теперь, думает девушка.

И, естественно, возраст и опыт. Зрители, умудрённые опытом, женщины, разочаровавшиеся в поступках мужчин, понимают, что Кате не надо бегать за Юрой. Но это же юная девушка, не искушённая в любви, не набившая шишек.

Зрители не знают, каким был Юра в Верхнеярске, они лишь догадываются. Но катино поведение совершенно извиняет крохотная сценка ближе к концу фильма. В ней мы видим счастливых Юру и Катю в прошлом, у Юры горят глаза, он, несомненно, рад обществу девушки. Задурил он ей голову хорошенько, вольно или невольно.

Есть такое понятие «путь героя» — основа сюжета, цикл событий, которые происходят с персонажем и приводят его к внутренним или внешним изменениям жизни, это некое его путешествие в переносном смысле.

Катина поездка в Венгрию через Москву — и есть такое путешествие в прямом и виртуальном смысле. Этот путь ей надо пройти и понять на своём опыте, как оно бывает в любви.

Кстати, а почему Кате помогают люди, встреченные ею на пути? Они-то взрослые и с опытом, и со своими разочарованиями, и испарившимися надеждами. Да потому что вспоминают себя и/или нравится им эта наивность и чистота, вот и просыпается в них желание увидеть чудо. Не сложилось у нас, может быть, у Кати получится?

И ведь надежда на чудо есть в последних минутах фильма! Но об этом мы поговорим в следующей статье.

Оцените статью
«Отпуск за свою счёт». Почему Катя так унизительно себя ведёт?
Зачем Сурикова поставила ультимутум Андрею Миронову и другие факты о фильме «Человек с бульвара Капуцинов»