«Ожидания» — маленький шедевр с участием звёзд

Эта короткометражка передаёт настроение 1960-х годов столь же точно, как «Июльский дождь» (1966) и «Я шагаю по Москве» (1963). Всё та же полупрозрачность, свежий ветер в лицо и жизнь в потоке дня.

Тридцатиминутный кинорассказ можно легко уложить в одно предложение: работница почты встретила геолога и поняла, что он – тот, о ком она грезила, кого искала, и – кого ей отныне хочется ждать из бесконечных геологических командировок.

Собственно, фильм и называется «Ожидания» (1966) – во множественном числе, потому что всё общество тогда радостно ожидало. Чего именно? Светлого будущего, которое должно было вот-вот наступить и уже вставало на горизонте.

Это не лишь коммунизм из передовиц газеты «Правда», но и нечто фантастическое, что угадывалось буквально во всём – в таёжных новостройках и линиях электропередач на просеке, в дизайне моложёных кафе-стекляшек, в логотипе журнала «Юность», в песнях о яблонях на Марсе.

Поэтому ожидания Таси Корычевой созвучны с ожиданиями других людей – примерно, как ручейки вливаются в мощную реку. Благо, в кадре имеется и река, и небо, и пространство. Кинолента – живописна, несмотря на чёрно-белый формат.

Всё напоминает картины так называемого «сурового стиля», подразумевавшего две линии: романтику и трудности. Сочетание, казалось бы, несочетаемого – уюта с холодом, а шквальных ветров – с тёплыми чувствами.

Перед нами провинциальная работница почты. Листая журналы, где описывается «какая-то другая» жизнь, Тася мечтает и – ждёт. В её ожиданиях — желание любви. И вот к ней в отделение приходит небритый, но очень симпатичный геолог по имени Роберт.

Ему должен поступить перевод, но почему-то …не поступил. Сначала Тася отвечает ему резко: нет, и всё. Я-то, дескать, при чём? Но затем она проникается и помогает ему получить эти 200 рублей (в 1960-х — сумма приличная).

Потом начинаются разговоры и прогулки. Кстати, фильм «немногословен», и Станислав Любшин с Галиной Польских чаще «играют» глазами и — паузами. Это – настроенческое кино, тогда принятое во всём мире, особенно во Франции.

В какой-то момент городской интеллигент (образ достраивается легко – Стругацкие, Аксёнов, Хэмингуэй) и — простая девушка понимают, что всё это – судьба. В финале он срочно уезжает по работе, но говорит, что напишет, ибо не успевает сказать нечто важное.

Да, в одной из сцен Роберт сетует, что женщины разучились ждать, а его геология – это беспрестанное «поле» (у геологов полем называется всё, что не в лабораториях, НИИ, помещениях, короче).

Однако Тася ему прямо говорит, что лично она – ждала бы. Есть ли будущее у этих отношений? Нам дают понять, что, наверное, есть. Эта тема была, что называется, модной в те годы – я тут имею в виду и саму жизнь, и литературу с кинематографом.

Геолог, инженер-гидротехник, журналист, физик/лирик попадали в какой-нибудь посёлок городского типа, где встречалась им лесная нимфа, так не похожая на городских мадемуазелей, у которых — кибернетика, сигаретка и Антониони.

Сначала – феерия. Однако потом книночею из Ленинграда (или из Киева) становилось …скучно с незамысловатой девушкой. 1960-е – это не только романтика созидания, но и …быстрое воспламенение-охлаждение, так как очень уж динамичной была эпоха.

Всё на лету. В этой связи вспоминается «Долгая счастливая жизнь» (1966) Геннадия Шпаликова, где такой же приятный, красивый и целеустремлённый интеллигент искренно подумал, что влюбился…

А утром (нет-нет, ночью, как раз, ничего не случилось) у него наступило нечто, похожее на внезапный приступ депрессии. После чего романтик бестрепетно смылся, оставив свою грёзу на пристани, в кафе.

Правда, в случае с короткометражкой «Ожидания» хочется думать, что всё будет иначе. Он — напишет, а она — дождётся…! Да, кто же создатели этого чуда? Автор сценария – Александр Рекемчук, видный публицист и писатель, член редколлегий в «Новом мире» и «Знамени».

Режиссёр – талантливый дебютант Леонид Марягин, впоследствии снявший мелодраму «Вас ожидает гражданка Никанорова» (1978). Примечательно, что снова звучит тема ожидания, но уже, как …фарс!

Также, помимо Станислава Любшина и Галины Польских, в короткометражке снялся король эпизода Николай Парфёнов, как обычно в образе ворчливого бухгалтера. В целом, эта киноработа – маленький шедевр, увы, подзабытый.

Оцените статью
«Ожидания» — маленький шедевр с участием звёзд
Как выглядела Янина Жеймо в своих первых ролях в кино