Вот такой комментарий написал один из читателей. Я прочитала его и подумала: «Как же у нас любят обвинять женщин!» Что бы ни случилось — муж изменил, жених бросил, силой взяли ночью в парке — всегда найдутся те, кто скажет «самадyравиновата». И даже в мужских изменах обвиняют женщин — вспомните поговорку про собак. Кто-то не захочет — другой не вскочит. А уж и во всём, что касается быта, вообще говорить не приходится. Женщину хотят видеть ответственной за всё: и за погоду в доме, и за огонь в очаге, и за уют в пещере, и мужей они вдохновлять должны, а главное — прощать, ждать и принимать любыми и отовсюду. Так и хочется спросить: а дракона вам не связать? Ну, чтобы удобней было его копьём сразить? А уж если в семье не заладилось, то и тут, понятное дело, завсегда жена виновата: недовдохновила, недолюбила, недопоняла, недоподдержала, недодала.
Но вернёмся к «Бесприданнице» и к фильму, снятому по пьесе — «Жестокому романсу». Конечно, может показаться, что Лариса сама виновата — голову на плечах надо было иметь, куда глаза смотрели и прочее. Не силком же её на «Ласточку» тащили (а в пьесе увезли на катерах кататься). Да, её жалко, но думать же надо было. Но, если отбросить весь романтический флёр, очарование актёрами, страстями и песнями, то картинка-то получается не особо приглядная: опытный зрелый мужчина крутит мозги юной влюбленной девушке.
Давайте вспомним, как живёт Лариса. Она живет с маменькой, шустрой женщиной, все мысли которой заняты только тем, как повыгоднее сбыть дочерей замуж. Однако две её предыдущие кампании в этом направлении потерпели крах: одну дочь убил муж, вторая оказалась одна без денег за границей. Репутация семейства подпорчена, хорошие женихи обходят их дом стороной. Маменька из кожи вон лезет, чтобы завлечь богатых господ, используя в качестве наживки Ларису: та и споёт, и спляшет, лишь бы гости расщедрились. Но те ручки целуют, денег маменьке дают, но жениться не торопятся — чтобы людей не смешить. Оно-то и понятно — уж успело семейство Огудаловых прославиться в городе историями с двумя старшими дочерями, да и в целом обстановка в доме не благородная. Конечно, Лариса понимает, в какой ситуации оказалась. Полная безнадёга. Перспектива — в деревню, к тетке Карандышева варенье из кабачков варить.
И тут появляется он. Красавец, в самом соку, весёлый, умный, вальяжный, так хорошо понимающий Ларису, и смотрит на неё с обожанием. Может закружить, захватить, да хоть в Париж увезти — в тот, настоящий, а не в трактир. Богатый. Ну как тут не влюбиться? Надо сказать прямо: Паратов настоящий обольститель, знает, что нравится женщинам. Устоять неопытной девушке, да даже опытной женщине перед таким трудно. Слишком хорош. Вот она и влюбилась. И, конечно, он казался ей подарком судьбы, тем единственным шансом, который позволил бы вырваться и от душной маменьки, и из угнетающей нищеты.
Можно ли судить Ларису за необдуманные поступки? Думаю, что нет. Она была слишком влюблена, она просто бросилась в эту любовь как в омут с головой. Не думала она о последствиях, потому что сама натура горячая и пылкая, захватила её любовь, и что ей до осуждения общества, когда ОН рядом?
А вот Паратов обошелся с ней по-cвинcки. И не только с ней. К тому моменту, когда он вернулся в Бряхимов, он уже был обручен (помолвлен). То есть, дал обещание жениться, скрепив это обещание обменом кольцами. И возобновляя отношения с Ларисой, он нарушил верность своей невесте. Паратов прекрасно знает, какое впечатление производит на женщин, и беззастенчиво пользуется этим. Он, не смотря на пафосные заявления о бурлаках, в приницпе с людьми обходится как с игрушками, достаточно вспомнить Робинзона, которого он оставил при себе чисто для развлечения, а потом просто поиспользовал его в своей интриге. И Карандышевым он играл, и самой Ларисой. Зная, что никакого реального продолжения его ухаживания иметь не будут, он создает иллюзию, что вот-вот готов сделать ей предложение, а в фильме так они вообще провёл с ней ночь, оскандалив Ларису на веки вечные. Зная, что она уже почти успокоилась, что она готовится к свадьбе с Карандышевым, он ничтоже сумняшеся разрушает их союз, дает Ларисе надежду, вновь увлекает её в отношения ради собственного удовольствия, нисколько не заботясь о её чувствах. Вот что плохого он сделал.
И кстати — мало кто помнит об этом — Паратов человек жестокий и мстительный. Карандышева после ссоры из-за бурлаков он так и не простил. Он выпил с ним на брудершафт, чтобы утихомирить Хариту Игнатьевну, но не простил. И в какой-то мере, а может, и не в какой, а в самой полной он через Ларису отомстил ему. Ведь, выйди она потом за Карандышева замуж, весь город судачил бы, что он женился на «таковской», и им на самом деле пришлось бы уехать в деревню от сплетен подальше. Так что Лариса на самом деле была вещью для всех: для маменьки, для Карандышева, для Васи, для Кнурова, но в первую очередь — для самого Паратова.