Бывает так. Смотришь фильм с удовольствием: и герои красивые, и кадры живописные, и сюжет, вроде, занятный. А заканчивается кино – и не поймешь: к чему и почему он был снят.
Я это о фильме «Пассажирка» 2008 г. говорю.
Странный фильм. Хотя и многообещающий.
Ведь снимал-то его мэтр нашего кино – знаменитый Станислав Говорухин.
Да и, вообще, «Пассажирка» – экранизация русской классики, а точнее, – одноимённого рассказа писателя Константина Станюковича.
Да и призов на кинофестивалях «Пассажирка» получила немало.
Бесспорно, смотреть этот фильм очень приятно.
Действие происходит на красивом русском военном корабле.
Впечатляют статные моряки в белой форме образца конца XIX века.
Приятно смотреть на убранство кают и прочие интерьеры.
А уж главная героиня – та самая пассажирка – и вовсе – загляденье одно!
Молодая вдова, Вера Сергеевна, в исполнении невозможно прекрасной в те годы актрисы Анны Горшковой – живое воплощение русской красавицы!
(Это ведь теперь Анна Горшкова похудела до неузнаваемости и стала одной из толпы, не достигнув, впрочем, благодаря своему преображению, никаких особых творческих вершин).
И даже не раздражает некая замедленность действия сюжета «Пассажирки» .
Ведь конфликт-то все равно очевиден.
Только, представьте. На военный корабль, где только лишь одни мужчины, вдруг попадает молодая и необычайно обворожительная вдова, которая следует на родину, в Россию, после смерти мужа.
Конечно, многочисленный мужской коллектив корабля в абсолютном смятении. Все ищут внимания, расположения чаровницы. Соперничают из-за нее. И, конечно, каждый в глубине души надеется: а вдруг…
А прелестная Вера доброжелательна, мила, но строга и неприступна.
Правда, до поры до времени. Все же, в конце концов, и она падет под натиском молодого и горячего мичмана Цветкова …
И зритель, конечно, сочувствует влюбленной паре. И ждет финала. Счастливого. Драматического. Романтического. Может, даже трагического.
Но не такого, какой случается на самом деле.
Потому что развязка «Пассажирки» приводит в недоумение.
И даже заставляет заподозрить фильм в явном отсутствии глубокой идеи, или, страшно подумать, здравого смысла.
Многие зрители близки к возмущению и задаются вопросом: «И в этом вся любовь?!».
Предположу, однако, что все не так просто с «Пассажиркой».
Скорее всего, режиссер хотел финалом фильма передать характерный менталитет эпохи.
Ведь в конце позапрошлого столетия в душах и умах царствовал легкомысленный декаданс. А проповедовал он то, что прекрасное мгновение упоительно само по себе, и не стоит искать в нем глубокого смысла.