Печальный итог высокой миссии. Трагедийная роль Виталия Соломина

Существует широко распространенное, но абсолютно ошибочное мнение, что расхожая фраза «Мавр сделал свое дело, мавр может уходить» принадлежит венецианцу Отелло из одноименной трагедии Шекспира.

Мол, ревнивый муж говорит так после совершенного черного дела. Но нет. Фраза эта появилась только спустя 200 с лишним лет.

Произносит ее, разумеется, тоже мавр, но в пьесе «Заговор Фиеско в Генуе» Фридриха Шиллера, законченной в 1783 году.

Спустя еще почти два века на сцене Малого театра Союза ССР вдруг состоялась премьера этой совершенно нетипичной для «Дома Островского» пьесы.

Вторая драма Шиллера, которую он именовал «республиканской», была посвящена событиям 1547 года, как указал автор.

Такая вот историческая и в чем-то интернациональная ретроспектива: на сцене советского театра бушевали итальянские страсти, описанные немецким автором.

Страсти, кстати, нешуточные. Тут и любовные перипетии, и политические интриги, и красивые слова о свободе, и грехопадение измен, и преступления…

Режиссер Леонид Хейфец рассказывал в программе «У театральной афиши» (эфир 27.11.1977), что в «Заговоре» более всего волновала его «судьба человеческая во взаимосвязи с судьбой народа, во взаимосвязи с теми процессами, в которые этот человек попадает, огромная ответственность, которая ложится на человека в связи с его предназначением».

Режиссер исследовал события, приведшие человека с высокой миссией к печальному итогу.

Для исполнителя главной роли Виталия Соломина это была первая мощная, поистине трагедийная большая роль.

Вовлеченность артиста в образ колоссальная. Шиллер так описывал своего Фиеско: «Стройный, поразительно красивый молодой человек двадцати трех лет.

Горд, но без заносчивости. Величественно приветлив. Светски ловок и столь же коварен». Виталий Мефодьевич, совсем непохожий фактурой на итальянца, вдруг оказался идеальным исполнителем роли.

Впрочем, все наши актеры, «экипированные» костюмерами в соответствующие эпохе наряды, предстают перед нами в непривычных амплуа. В «Заговоре» режиссер задействовал актерский первый эшелон Малого.

В спектакле заняты: Михаил Царев, Наталья Вилькина, Нелли Корниенко, Александр Потапов, Ярослав Барышев, Владимир Богин, Евгений Самойлов, Юрий Васильев, Евгений Буренков, Борис Клюев, Анна Жарова, Маргарита Фомина, Галина Буканова и др.

Интересный факт. «Заговор Фиеско в Генуе» труппа Малого представляла на Шиллеровском театральном фестивале на родине автора.

Шесть раз спектакль был отыгран, и все шесть раз с огромным успехом. Это был своего рода прорыв, ведь на отечественной сцене постановки с подобными сюжетами появлялись редко.

Оцените статью
Печальный итог высокой миссии. Трагедийная роль Виталия Соломина
Много классного юмора в одной подборке