В принципе, эта комедия, снятая по одноимённому произведению Сергея Михалкова, не сделалась хитом лишь потому, что в Театре Сатиры с блеском шла постановка «Пены», и переиграть её не получилось.
Причина банальна – Валентин Плучек был выдающимся режиссёром, тогда как Александр Стефанович – просто хорошим. К слову, он значился тогда мужем Аллы Борисовны — вторым, но, как вы знаете, не последним.
В центре внимания – реально существовавшая тогда проблема: некоторые большие начальники, сделавшие карьеру с самого «низа», как правило, от станка, в 1970-х заказывали диссертации башковитым, но цинично-ушлым ребяткам, а потом значились везде докторами наук.
Разумеется, платили крупные деньги своим «научным холопам». Во-первых, потому что эти разработки действительно стоили дорого, а, во-вторых, за молчание.
Функционер Пал Палыч Махонин (Анатолий Папанов), как раз, из тех, кто платит. Помимо этого, он живёт в особом мире, где принято всё «доставать» и всех пристраивать.
Культ «нужных людей», круговая порука, жена-фифа (Лидия Смирнова), дочь — манерная хищница (Марианна Вертинская). Михалков явил, чем на деле являлись многие тузы позднесоветского общества.
Изначально – очень хорошие люди и крепкие профессионалы, они со временем сделались потребителями и «жучками». Другая сторона этой проблемы – те самые учёные, что «работали» на заказчиков.
В тексте пьесы обозначено, что они, хотя, и умные, да не имеют поддержки и «своих людей», и потому защита диссера для них – невыполнимая задача. Вот и приходится зарабатывать на тех, у кого нет знаний, да есть полезные знакомства.
В киноверсии это опущено – там хитрый Валерик Солома (Леонид Куравлёв) и не рефлексирует по столь деликатным вопросам – он выполняет заказы.
Причём, их там не один Солома, но целый коллективчик. Особым украшением фильма является Лариса Удовиченко в роли чарующей дурoчки Альбины, грезящей о выгодном браке – она там подцепляет целого иностранца (островитянина, африканского принца и при том — «человека европейского образования»).
Альбина — очень распространённый типаж «бедной подруги богатой наследницы», и если Вика (Викторина!!!), дочь Махониных, всё имеет с детства, но Алечка довольствуется ношеными вещами, которые Викторина отдаёт ей с барского плеча.
Примерка вещей и разговоры о шмотках и кавалерах — отдельная песня. Феерически шикарен монолог Альбины о том, что вот раньше были мужики — в эру «Анжелики и короля», то есть в XVII столетии.
Вся эта афера заканчивается тем, что зять Махонина – журналист Просов (Евгений Стеблов), ничего не зная о махинациях своего тестя, делает журналистское расследование о лже-кандидатах наук и якобы-докторах, которых «клепает» некая подпольная «фирма».
Понятно, что карьера босса завершится печально и позорно – из его дома спешно сбегают все «нужные люди», ибо сам он перестал быть нужным.
Пена – это Махонины и компания. Пена — это учёные, тратящие свой талант на преступный (по сути) бизнес. Но, повторюсь, что невзирая на звёздный состав, кинолента прошла безо всякого ажиотажа.
А вот на спектакль Плучека народ ломился, да и теперь на ЮТубе «Пена» отлично смотрится. Да, фабула-то не устарела — и теперь заказывают диссертации, правда, в СССР к этому относились много строже.