Перестройка под гитарные аккорды: как рок-музыканты пришли в советское кино

В первой половине 80-х годов в нескольких советских городах открылись рок-клубы. Есть несколько версий по поводу причин их появления.

Одни говорят, что таким образом власть решила дать возможность андеграунду «выплеснуть пар», другие настаивают на том, что неформальную молодежь нужно было вывести из подполья и контролировать — когда они на виду, сделать это легче.

Так или иначе, именно тогда сформировалась новая волна, которая открыла стране Цоя, Гребенщикова, Макаревича, Кинчева, Шевчука, Мамонова и многих других талантливых людей.

Поначалу все строго контролировалось. Не раз, когда звезды рок-музыки заявляли о себе слишком активно, им прилетало от власти и силовиков. Музыкант группы «Воскресенье» даже успел побывать в местах не столь отдаленных, а на Кинчева заводили уголовное дело.

Перестройка дала рок-музыкантам возможность заявить о себе более широко – стали выпускать пластинки, проводиться рок-фестивале, и, в итоге, рокеры пришли в кино.

Сначала были выпущены фильмы «Взломщик» и «Рок», а потом прогремели «Асса» с хитом Виктория Цоя «Перемен!» и «Игла», где саундтрек полностью составлен и песен и инструментальных композиций Виктора Цоя.

В 1984 году режиссер Сергей Соловьев набрал во ВГИКе мастерскую, где обучались талантливые студенты из Казахстана. Там обучался Рашид Нугманов. Через три года он приехал в Алма-Ату на каникулы.

Здесь на киностудии «Казахфильм» не хватало специалистов. Да еще и один из режиссеров завалил проект, потратив на неудавшийся фильм большую часть выделенного бюджета.

Когда переснять проект предложили Нугманову, он согласился, поставив свои условия. Новый режиссер проекта переделал сценарий, заменил актерский состав, взяв на главные роли непрофессиональных актеров.

Нугманов выстроил сценарий так, чтобы действия героев не имели никакой мотивации, а у самих действующих лиц не было предыстории. Таким образом, это позволяло зрителю максимально широко трактовать действие фильма.

Мы не знаем, за что Спартак должен деньги Моро, и почему главная героиня подсела на иглу. Все эти хитросплетения сделали фильм очень интересным.

Главную роль Рашид Нугманов без проб отдал лидеру группы «Кино» Виктору Цою. Они были знакомы, к тому же музыкант уже сыграл роли в фильмах «Йа-Хха» самого Нугманова, а также в короткометражке «Конец каникул» и небольшое, но очень яркое камео у Соловьева в «Ассе».

Без проб на роль главного антагониста фильма утвердили и лидера группы «Звуки Му» Петра Мамонова. Также сразу получил роль Спартака однокурсник Нугманова Александр Баширов. Ушло время на поиск актрисы на главную женскую роль. В итоге утвердили знакомую Цоя – Марину Смирнову.

Удивительно, но фильму «Игла» присвоили первую прокатную категорию. Киноленту посмотрели в год выхода 15 миллионов человек, а Цоя назвали актером года. Это дало свет для съемок в кино и другим представителям рок-движения.

Так, в 1990 году вышел фильм «Духов день» с Юрием Шевчуком в главной роли, а Борис Гребенщиков продолжил сотрудничество с Сергеем Соловьевым.

Оцените статью
Перестройка под гитарные аккорды: как рок-музыканты пришли в советское кино
Александр Домогаров в фильме «Огнем и мечом»: дьявольски красивый атаман сводил с ума польских поклонниц и красовался на этикетке пива