Для Эльёра Ишмухамедова «Прощай, зелень лета…» стала финальной точкой в тетралогии о взрослении, начатой ещё дебютной работой «Нежность» (1966). Режиссёр говорил:
«”Прощай, зелень лета…” — может быть, это и моё собственное прощание с сюжетами поэтическими, окутанными некой лирической дымкой, как было, скажем, в “Нежности», “Влюблённых”… И хотя в фильме сохранится внешнее родство с атмосферой моей предыдущей картины “Какие наши годы”, на этот раз хочется сделать ленту для себя принципиально новую — жёсткую, остроконфликтную, вызывающую активное сопереживание зрительного зала».
Сценаристом Ишмухамедов выступил сам в тандеме с коллегой Джасуром Исхаковым. Авторы придумали историю о влюблённых парне и девушке, Тимуре и Ульфат.
Они родились в один день в одном роддоме, но Тимура воспитывала одна мать, а Ульфат росла в большой обеспеченной семье.
Ребята учились в одном классе и ещё детьми поняли, что должны быть вместе. С годами дружба переросла во влюблённость, а потом и большое глубокое чувство.
Правда, отец Ульфат, богатый и влиятельный, не желал видеть в зятьях парня из небогатой семьи, хотя Тимур стремился доказать, что достоин любимой: ушёл из школы, переведясь в вечернюю, начал работать в автосервисе под руководством дяди Саши, фактически заменившего ему отца.
Ульфат готова была противостоять диктату семьи и даже решилась уехать с Тимуром в горы, где они провели чудесный месяц в экспедиции.
К концу экспедиции стало известно, что Ульфат ждёт малыша. Казалось, что счастье уже совсем близко. Но отец Ульфат не отступился: братья девушки избили Тимура до полусмерти, а Ульфат выдали замуж за сына друга семьи, с которым её обручили в детстве.
В прощальном письме Ульфат с горечью написала, что вышла замуж только из-за того, чтобы Тимура оставили в покое и чтобы он мог дышать свободно, пусть и без возлюбленной. Сразу после свадьбы новобрачные уехали в заграничную командировку. Тимур же постепенно делал карьеру в автосервисе, но
если поначалу это был принципиальный, строго следующий правилам и живущий по справедливости мужчина, то с годами он превратился в стяжателя, ищущего выгоды.
Если молодой Тимур никогда не выполнял левые заказы и осуждал других за подобное, то теперь он с лёгкостью берёт в работу машины чиновников и местных богатеев, пренебрегая другими работами.
И вот уже у него появились состоятельные и важные друзья, среди которых высокопоставленные чиновники и люди с репутацией. Да и сам Тимур не может пожаловаться на жизнь: он богат, женат на красавице, живёт в хорошей квартире.
Но как-то, отправившись в командировку в Москву, в поезде он видит повзрослевшую Ульфат и понимает, что
прошедшие годы и всё, что он нажил, — пустое, а важна лишь его любовь, и ради неё он готов пожертвовать всем. Несмотря на то, что Ульфат отвергает эту жертву, встреча с ней перевернёт жизнь Тимура.
Роль Тимура Эльёр Ишмухамедов отдал азербайджанскому исполнителю Фахраду Манафову, сыгравшему романтического героя в недавней ленте «Парк» (1983). Роль Ульфат получила 25-летняя Лариса Белогурова.
Интересно,
что большинство зрителей её помнит блондинкой, хотя от рождения у актрисы волосы тёмные. Здесь она предстала с натуральным цветом, поэтому смотрится непривычно
(с другой стороны, Ульфат — узбечка, так что тёмные волосы тут вполне естественны). Но поскольку на экране перед зрителями проходит три десятка лет, а жизнь героев показана с детства, то подобрали также и юных актёров, которые играли Тимура и Ульфат маленькими детьми и школьниками.
Голоса исполнителям главных ролей подарили их коллеги — Владимир Антоник и Ольга Гаспарова.
Интересно, что переозвучили даже Бронислава Брондукова, сыгравшего дядю Сашу, который, в отличие от воспитанника Тимура, от принципов никогда не оступался. Брондукова в очередной раз озвучил Игорь Ефимов.
А в роли товарища Тимура появился Рустам Сагдуллаев, герой предыдущих фильмов Эльёра Ишмухамедова. И по неизвестной причине его героя зовут Рустам Сагдуллаев.
Снимали фильм в Ташкенте. По задумке режиссёра,
в картину вошёл эпизод с землетрясением, которое случилось в Ташкенте в 1966 году. И тут можно найти любопытное пересечение: это землетрясение пришлось как раз на время съёмок дебютной ленты Эльёра Ишмухамедова «Нежность» и тогда сильно помешало работе кинематографистов.
Теперь же сценарист и режиссёр решил внести в повествование это трагическое событие, словно намекая, какие потрясения ждут влюблённых Тимура и Ульфат, тогда ещё старшеклассников.
Сцена с землетрясением тщательно прорабатывалась и долго готовилсь, но всё равно снять с первого раза её не получилось, пришлось делать несколько дублей. Кстати, обратите внимание на фамилию оператора, работавшего на картине, — это Юрий Любшин, сын Станислава Любшина.
Для Юрия «Прощай, зелень лета…» стала первой полнометражной лентой, которую он снимал.
Отдельно отмечу, что вообще в фильме куда больше действия, чем слов, оператор буквально любуется героями под романтическую музыку Эдуарда Артемьева (особенно в первой части фильма), диалогов там совсем мало.
В прокате драма появилась осенью 1985 года. Нельзя назвать её большим кинохитом, и сейчас этот фильм не слишком известен. Хотя к банальным и неинтересным его тоже не отнести. Финал у фильма трагичен. И отчасти, наверное, предсказуем, но вряд ли именно в таком варианте, как показал режиссёр.
В завершение — слова киноведа Виктора Дёмина о фильме «Прощай, зелень лета…»:
«Фильм горюет: легендарная любовь не состоялась, в итоге — две разбитые, искалеченные жизни».
А вы знаете об этой несостоявшейся любви на фоне Ташкента?