Первая советская абсурдистская комедия, сейчас почему-то забытая

Лицами забавного, местами сатирического фильма «Вечерний лабиринт» (1981) стали актёры, которые часто снимались в комедиях: Татьяна Васильева, Владимир Басов, Виктор Ильичёв, Николай Парфёнов. Премьерный показ ленты прошёл на ура, позже зрители охотно пошли в кинотеатры, тем более что режиссёр Борис Бушмелёв показал на экране ситуации, в которых многие оказывались сами.

Но по какой-то непонятной причине фильм со временем стал забываться, хотя он и сегодня выглядит смешным. Конечно, некоторые эпизоды уже устарели, а часть проблем, с которыми сталкиваются герои, давно потеряли актуальность, однако персонажи и коллизии по-прежнему узнаваемы.

Началась история создания фильма за пару лет до съёмок. Оканчивающий Высшие сценарные курсы выпускник Георгий Николаев написал работу «Лабиринт», и ему засчитали эту работу в качестве дипломной. Позднее на сатирический сценарий обратил внимание режиссёр Борис Бушмелёв, которому был близок комедийные жанр, и решил его экранизировать. Так и получился фильм «Вечерний лабиринт».

Одним из первых на съёмки попал Владимир Басов. С ним режиссёр познакомился несколько лет назад, когда снимал одну из новелл для комедийного альманаха «Сто грамм для храбрости…». По воспоминаниям самого Бушмелёва,

он предложил Басову роль эксцентричного разработчика уникального аттракциона-лабиринта, потому что актёру нравились неординарные герои с лёгкой безуминкой.

Потом, уже на съёмках, Владимир Басов часто импровизировал, добавляя своему герою по кличке Шеф запоминающиеся черты и придумывая мелкие, но точные детали (одна из таких — краткая пантомима, рассказывающая, что он якобы сделал с ночной гостьей). А сам сюжет строится не бесконечной череде абсурдных и комических ситуаций, в которые попадают герои: сам Шеф и его помощник Николай Потапович Алексеев.

Шеф придумал необычное развлечение для парка аттракционов — лабиринт, подходящий для любых условий и даже для сейсмически опасных районов.

С этим предложением он приходит к высокому начальству, где в приёмной знакомится с неразговорчивой секретаршей. Но попасть на приём не удаётся: нерасторопный Алексеев, которому Шеф доверил чертёж и документацию, опоздал. Уже потом, встретившись с помощником, Шеф обязывает его вечером прийти в гостиницу, где он остановился, и принести чертёж. А если его не будет в номере, то нужно спуститься в гостиничный ресторан и отыскать Шефа там. С вечернего визита Алексеева в гостиницу и начинаются приключения.

Роль Николая Алексеева получил Виктор Ильичёв, секретаршу Элеонору, которая по стечению обстоятельств тоже оказывается замешанной в интригу, сыграла Татьяна Васильева, а в роли начальника, к которому не попал Шеф и который и привёл в ресторан Элеонору, — Александр Лазарев.

Кстати, Александр Лазарев на съёмки согласился с большой охотой, поскольку сценарий показался ему очень смешным. И, надо сказать, он тут был очень уместен. С первых ролей режиссёры видели в нём эдакого героя-любовника и редко представляли его в других амплуа. Однако «Вечерний лабиринт» показал, что Александр Лазарев — прекрасный комедийный актёр и жаль, что эту сторону его дара использовали мало.

В других ролях — настоящая комедийная сборная страны. Гардеробщик в ресторане — Николай Парфёнов, строгий швейцар, никого не пускающий в ресторан без галстука, — Михаил Кокшенов (к слову, из-за галстука всё и началось). Дедушка-лифтёр, выстраивающий сложные схемы передвижения лифта, который постоянно ездит не на те этажи, — Георгий Светлани (с голосом Георгия Милляра),

скаредный официант — Александр Пашутин. Отдельное удовольствие — наблюдать придирчивую дежурную по этажу, которая по её словам, всегда всё помнит и ничего не путает (в реальности она всё наоборот). В этой роли очень органична Валентина Талызина.

Ну и в эпизодах ищите Татьяну Новицкую, Галину Семёнову, Елену Вольскую, Раднэра Муратова, Льва ПоляковаАнатолия Обухова.

Съёмочной площадкой «Вечернего лабиринта» стал не павильон киностудии «Мосфильм», на которой снимали ленту, а настоящий ресторан, причём весьма престижный — «Будапешт». А вот что за гостиница сыграла роль гостиницы «Золотая нива», где разворачивается сюжет, достоверно узнать не удалось, хотя наверняка это было в Москве.

В прокат «Вечерний лабиринт» вышел в марте 1981 года. В журнале «Спутник кинозрителя» напечатали тёплую и лестную рецензию киноведа Елены Стишовой. Она отметила, что премьера в Доме кино прошла с успехом, зрители были в восторге, зал постоянно разражался смехом. Картине предрекли удачную судьбу, но прогноз не оправдался: комедия ушла в небытие. И очень зря, потому что фильм смешной. И добавлю от себя, что много лет помнила диалог Александра Лазарева и Валентины Талызиной:

— У Вас есть галстук?

— Галстука нет, могу предложить печенье.

Но совершенно не помнила, что за диалог, откуда он, почему такая странная идея. И вот я наконец-то нашла этот диалог. В общем, советую посмотреть. Замечательный фильм, не слишком интеллектуальный, но весёлый и наполненный комичными перебранками и нелепыми ситуациями. А ещё можно поучиться у томной Элеоноры одним лишь взглядом обращать любого мужчину, оказавшегося поблизости, в своего почитателя.

А вам запомнилась эта комедия?

Оцените статью
Первая советская абсурдистская комедия, сейчас почему-то забытая
«Мало кто знает, чего мне стоила та роль!»: как Инна Чурикова снималась в «Морозко»