Сегодня у нас на разборе прекрасный комедийный фильм 1976 года «Ты – мне, я – тебе» от режиссёра Александра Серого. Главный герой Иван Кашкин, сыгранный Леонидом Куравлёвым, является владельцем одной московской бани, в которую регулярно приходят немало высокопоставленных чиновников, у которых есть доступ к любой дефицитной продукции. Вот и сотрудничает с ними Кашкин по принципу: «Ты – мне, я – тебе».
Вот бы и мог Иван дальше вести беззаботную богатую жизнь, вот только есть у него весьма принципиальный и честный брат-близнец Сергей Кашкин, которого также сыграл Леонид Куравлёв, а работает он не абы кем, а инспектором Рыбнадзора.
И вот, по стечению обстоятельств, Сергей оказывается в больнице. Но ведь кому-то нужно и дальше следить за соблюдением порядка, верно?
Вот и просит Сергей своего нечестного на руку братца временно его подменить. Иван, конечно, действует по уже отработанной схеме, вот только в этот раз последствия его взяточничества оказываются гораздо более масштабны – полное исчезновение осетра из местных водоёмов.
Осознавая фатальные последствия своего поступка, Иван решается пересмотреть свои жизненные убеждения и, кажется, впервые в жизни решает поступить правильно.
Отличная сатирическая комедия, весьма наглядно изображающая проблему коррупции и того, к чему она может привести. Причём история создания картины оказалась отнюдь не менее интересной её самой, поэтому сегодня мы и обсудим то, как снимали фильм «Ты – мне, я – тебе»
Изначальное название
Черновым вариантом наименования фильма было «Сегодня икры не будет», что весьма удачно передаёт суть фильма. Правда, такое открытое упоминание дефицитного товара прямо в названии могло и не устроить цензоров, поэтому его решили сменить на, скажем так, жизненное кредо главного героя Ивана.
Кто мог сыграть братьев Кашкиных?
Главному актёру фильма предстояла весьма непростая задача – нужно было сыграть двух абсолютно разных по характеру и поведению братьев. Разумеется, исполнителя такой сложной роли нужно было выбрать максимально основательно. Собственно, некоторые весьма небезызвестные артисты, а точнее Михаил Кокшенов и Вячеслав Невинный, пробовались на эти роли.
Вот только, лучше всего с поставленной задачей справился Леонид Вячеславович. Тем более, он тогда стал чуть ли не одним из самых обсуждаемых актёров Советского Союза, после выхода легендарного фильма Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию», так что выбор был очевиден.
Почему режиссёру не нравилась Татьяна Пельтцер?
Если артиста на главную роль Александр Серый выбирал самолично, то вот с героиней тётей Любой, которую в фильме сыграла Татьяна Пельтцер, ситуация обстояла совершенно иначе. Дело в том, что на её кандидатуре настоял непосредственно Худсовет.
Разумеется, Татьяна безупречно справилась со своей ролью, всё-таки профессионал с огромным стажем, но вот режиссёр был совсем не рад такому навязыванию. Тут дело даже не в каких-то личных взаимоотношениях с актрисой, а в том, что Худсовет будто бы пытался контролировать весь съёмочный процесс. А почему так произошло? Ну это отдельная история, по которой мы сейчас тоже кратко пройдёмся.
Режиссёр с судимостью
Дело в том, что Александр Серый был судим. Не буду углубляться в подробности этого дела, просто так случилось, что несколько лет он провёл в тюрьме.
Разумеется, после такого Александру было практически невозможно вернуться в кинематограф, ибо как Худсовет может одобрить режиссёра-уголовника? Однако, вмешался хорошо нам знакомый Георгий Данелия.
Вы же всё знаете легендарный фильм «Джентльмены удачи», но, возможно, не все из вас знают, что именно Александр Серый был одним из его соавторов. На этом настоял непосредственно Георгий Николаевич, который, можно сказать, «взял» Серого под свою ответственность.
«Джентльмены» стали сенсационным хитом, но Серый из этого не получил практически ничего – фильм до сих пор часто присваивают исключительно Данелие. Зато у Александра появилась возможность и дальше заниматься любимым делом, вот только он по-прежнему находился под пристальным присмотром руководства, которое тщательно следило чуть ли не за каждым его шагом.
Собственно, поэтому появление Пельтцер режиссёр воспринял так негативно: очередное напоминание о том, что Худсовет не даст ему спуску.