Первый фильм Юрия Соломина, из-за которого критика усомнилась в его таланте

Как-то Юрий Соломин отметил:

«Актёру нужно везение. В первую очередь, конечно же, талант, но ещё и везение. Нужна счастливая роль. <…> К сожалению, есть актёры, так и не дождавшиеся своей роли, хотя перечень сыгранных ролей велик. Мне же —повезло».

Собственным везением актёр счёл роль Павла Кольцова в телефильме «Адъютант его превосходительства» (1970), хотя этой удачи Соломину пришлось ждать 13 лет, именно столько он прослужил в Малом театре после окончание Щепкинского училища, пока его не пригласил сниматься Евгений Ташков. Впрочем, даже дебют в кино Юрия Соломина состоялся лишь спустя два года после получения диплома, когда он уже зарекомендовал себя как одарённый и трудолюбивый театральный артист. Однако первое появление на экране будущей знаменитости критика встретила сдержанно (но зрители с ней не согласились).

В 1958 году вышла повесть Николая Дементьева «Мои дороги», главный герой которого Павел Кауров прошёл путь возмужания, превращения из молодого специалиста в крепкого профессионала, путь духовного становления, на котором были и ошибки, и промахи, но который всё же привёл его к успеху и уважению коллег. Разумеется,

в повести была и романтическая линия между Павлом и его возлюбленной Тиной, однако на первом плане была всё же линия производственная.

Сценарист Василий Соловьёв, написавший на основе повести сценарий, значение обеих линий уравнял: в фильме примерно равное время занимают и производственные вопросы, и отношения Павла с невестой. Кстати, имя Тина почему-то заменили на имя Нина (может, звучало не столь загранично?)

История начинается в Ленинграде. Недавно окончивший институт инженер Павел Кауров выбрал распределение в далёкий Сибирск, где ему предстоит работать в порту. У него есть невеста-красавица Нина. И Павел, и Нина явно из обеспеченных семей, но Павел готов пожертвовать комфортом, а вот Нина не очень к этому склонна. На новом месте Павла поначалу преследуют неудачи:

отношения с коллегами и руководством надо налаживать с нуля, опыта практической работы у него нет, так что случаются досадные и обидные ошибки.

Однако вскоре к нему приезжает любимая, и жизнь, казалось бы, должна наладиться. Но Нина предпочитает остановиться не в аскетичной комнатке Павла, а у своих знакомых брата и сестры Петуниных, живущих в роскошной квартире. А чуть позже к Павлу приезжает и другая девушка — Аннушка, его ленинградская соседка и подруга детства, давно в него влюблённая. Павел её чувств не замечает,

он безоглядно любит Нину, и даже ведёт её в ЗАГС, но из-за того, что он забыл паспорт, бракосочетание не состоялось.

Нина удручена, Павел расстроен, а тут ещё на стройке случается авария по вине Павла, в которой получил тяжёлую травму его коллега и старший наставник. Теперь со всем этим нужно разбираться.

Фильм получил название «Бессонная ночь», а снимать его поручили Исидору Анненскому. Режиссёр, рассказывая о будущих съёмках, сказал, что хотел бы открыть новые имена в кино, поэтому будет приглашать молодых актёров. Роль Нины получила Маргарита Володина, уже сыгравшая чуть раньше в «Огненных вёрстах» (1957) режиссёра Самсона Самсонова, ставшего её мужем (строго говоря, как раз Самсонов и открыл Маргариту Володину и сделал из неё актрису с большой буквы).

А вот актёра на роль Павла Каурова искали довольно долго. Но в итоге роль получил Юрий Соломин, которого увидели на сцене ассистенты Анненского.

Спустя много лет Соломин случайно узнал, что приглашением на студию обязан был Вере Пашенной, своему педагогу и старшей коллеге по сцене. Она-то и предложила Исидору Анненскому взглянуть на молодого, но уже великолепно проявившего себя актёра Юрия Соломина. Уже сильно позже, когда Пашенной не было в живых, а сам Юрий Соломин стал одним из популярнейших и любимейших советских актёров, он говорил:

«Я часто вспоминаю Веру Николаевну. Для неё наш курс был последним. Как актёр я обязан ей всем. Общение с Пашенной явилось школой творчества и школой гражданственности».

Второстепенные роли родителей Павла сыграли Евгений Самойлов и Людмила Чернышёва. Отмечу, что Евгению Самойлову на тот момент всего 48 лет, но на экране он выглядит сильно старше. Актёр тогда переходил к возрастным ролям, хотя ещё недавно блистал в образах обаятельных красавчиков. Роль безответно влюблённой Аннушки получила Джемма Осмоловская, а Инна Выходцева появилась в роли члена бригады Каурова.

В других ролях — прекрасный ансамбль исполнителей старой школы: Алексей Грибов,

Андрей ТутышкинГеннадий Карнович-ВалуаИван Любезнов, Александр Граве в роли архитектора Евгения Петунина, мещанина и приспособленца, но зато с большими связями.

В компании с ними — новое поколение в лице Юрия Медведева и Вадима Захарченко.

Отдельно надо отметить Василия Меркурьева в буквально пятиминутном эпизоде, но, как обычно, бесподобном и незабываемом.

Съёмки прошли в Перми (она изобразила далёкий Сибирск) и Ленинграде, так что можно в очередной раз полюбоваться нестареющими пейзажами Северной столицы в белые ночи. К концу 1959 года основная работа была завершена, а в прокат «Бессонная ночь» вышла в конце весны 1960 года.

Зрителям лента пришлась по вкусу. Во многом как раз потому, что тут была не только рабочая романтика, но романтика в самом прямом смысле. Кроме того, явственно просвечивала главная мысль:

герой пережил разочарование в любви, но коллектив единомышленников, настоящая команда, где царит взаимопонимание и взаимоуважение, поможет и поддержит.

Но вот критик Нина Игнатьеву, статью которой о фильме опубликовал журнал «Искусство кино», была разочарована, сочтя, что режиссёр слишком много времени уделил личным перипетиям Павла и не сосредоточился на его общественно-трудовом становлении. По её мнению, дебют Юрия Соломина не стал для него удачей и только лишь его театральные роли заставляют думать, что он действительно талантливый многогранный исполнитель.

Для самого же Юрия Соломина «Бессонная ночь» стала первым шагом в кино. Может быть, не самым выдающимся, но точно замеченным и зрителями, и режиссёрами. Актёр продолжил работу в Малом театре и уже совсем скоро начал получать кинороли, которые сделали его одним из символов советского кинематографа. При этом Юрий Соломин никогда не забывал уроки любимого педагога Веры Пашенной и неизменно следовал её совету, полученному в молодости:

«Вы должны быть готовы к тому, что будут трудные моменты, полосы невезения. От творческих неудач в искусстве никто не застрахован. Но вы должны работать упорно, не жалея сил».

А вам знакома дебютная роль Юрия Соломина? Как его роли вам помнятся особо?

Оцените статью
Первый фильм Юрия Соломина, из-за которого критика усомнилась в его таланте
«Ко мне, Мухтар!»: почему Никулин не хотел играть милиционера и как у Дурова появился шрам