«Песня про зайцев», «Помоги мне» и «Остров невезения» — как создавались хиты для фильма «Бриллиантовая рука»

Как правило, композитор Александр Зацепин создавал музыку, под которую позднее сочиняли стихи. Аналогичным образом получилось и во время работы над картиной «Бриллиантовая рука». Зацепин довольно быстро написал мелодию к «Помоги мне» и отдал ее поэту Леониду Дербеневу.

Перед ним стояла тяжелая задача: соединить между собой такие понятия как любовь и пародию. Долгое время необходимые слова отказывались лезть в голову. Вскоре на подмогу пришла жена Вера.

Именно она порекомендовала не искать вдохновение в типичной любовной лирике, а сделать нечто примитивное, как было в открытке, попавшейся ей на глаза.

На обложке было написано: «Жду ответа, как соловей лета». Леонид Павлович начал работать над простейшими рифмами и довольно быстро написал слова. Оставалось дело за малым — найти подходящую исполнительницу. Зецепин настаивал на кандидатуре Аиды Ведищевой, которая пела «Песенку о медведях» вместо Натальи Варлей.

Однако Леонид Гайдай сомневался. Режиссер предположил, что Ведищева, обладающая лирическим голосом, просто не сможет убедительно исполнить песню коварной соблазнительницы. Но несмотря на сомнения ей дали шанс.

Аида Семеновна сразу после гастролей отправилась на «Мосфильм». В полночь она добралась до звукозаписывающей студии, где по слухам ее ждали Гайдай, Миронов и Никулин, уютно сидевшие на ковре.

Ей предложили «посидеть за компанию», но певица отказалась и сразу принялась за работу. Она посмотрела короткий отрывок из фильма, подобрала необходимую интонацию и с первого раза записала настоящий хит.

С «Островом невезения» было немного сложнее. Изначально в сценарии никакой песни не подразумевалось, а герои Никулина и Миронова должны были вести разговор о погоде.

Однако Дербенев принес стихи, и Зацепину они очень понравились. Исполнителя искать не пришлось, ибо Андрей Миронов решил петь сам и сделал это великолепно.

К сожалению проверяющие усмотрели в строчках песни различные намеки, особенно на железный занавес. Дербенев уверял, что писал лишь о дикарях, не вкладывая в свое произведение диссидентских мыслей.

Но проверяющие настаивали на своем и хотели вырезать песню. Почему же композиция в итоге попала в фильм — точно неизвестно. Ходили слухи, что это проделки Гайдая, который в финал своей комедии вставил кадры с атомным взрывом, тем самым уводя внимание руководства.

Что же касается «Песни про зайцев» — ее могло не оказаться по вине самого Гайдая. По сценарию в эпизоде должна быть композиция про «обыкновенного советского человека». На волне этой темы Дербенев и написал слова:

Гайдай был доволен этим вариантом, но Зацепин оказался против. Он пояснил, что подобное не уйдет в народ, а так и останется на пленке с фильмом. Дербенев стал думать и во время размышлений наткнулся на мультфильм про трусливого зайца. Ну а дальше закрутилось и получились всем известные строчки.

Зацепин писал мелодию в муках. Он сделал целых пять вариантов, и все они казались неубедительными. Нужная мелодия родилась совершенно спонтанно: ранним утром композитор пошел бриться и всмотрелся в свое отражение. В это мгновение в его голове и родилась музыка, впоследствии ставшая легендарной.

Цензоры не остались в стороне и пытались найти ниточки, чтобы связать заячий испуг и страх советского народа. Ну а когда эта версия отпала, начали интересоваться, про какую волшебную траву поет герой Никулина.

Оцените статью
«Песня про зайцев», «Помоги мне» и «Остров невезения» — как создавались хиты для фильма «Бриллиантовая рука»
Добрая мелодрама, где запел Виталий Соломин, ни разу не появившись в кадре