Когда «Петля Ориона» (1980) вышла, её тут же стали сравнивать с шедевром «Через тернии к звёздам» (1980) и, как вы понимаете, не в пользу «Петли…». То есть на «Через тернии…» бежали по пятому разу, а успех «Петли Ориона» оказался скромен.
Много пишут о том, что советской кинофантастике, за исключением опытов Павла Клушанцева в конце 1950-х, не хватало зрелищности, она влачила малобюджетное существование, будучи «второсортным» жанром.
К слову, это громадный просчёт, ибо в СССР вера в будущее являлась чем-то, вроде религии, да и литературная фантастика была интересной. У нашей science fiction имелось дивное отличие от западной — футуро-оптимизм. Там, у буржуев, любили напугать, а не обнадёжить.
Да. Упустить столь перспективное направление, как кино-битвы за Галактику – это, по сути, вручить Америке право на визуальное изображение того будущего, какое предсказывалось. В общем, они победили.
Но! Бедность декораций — это относится и к «Петле…», и к «Через тернии…», в общем-то. Всё ж есть нюанс. «Петля» плохо поставлена, в отличие от популярных «Терний». Вот – главная причина неудач советской кинофантастики в целом.
В ней, как правило, была ужасная игра, лишённая чувств. Сравните с игрой в какой-нибудь производственной мелодраме о перевыполнении плана и конфликте парторга с начальником цеха – там же страсти, глаза, жесты, слёзы.
А тут – унылая констатация написанного. Вот в «Терниях…», как и вообще у Ричарда Викторова именно хорошо сыграно – отсюда успех, пронесённый сквозь годы.
Заметим – сейчас мы избалованы спецэффектами, как «Сникерсами» — никто их давно не хочет. А вот фильмы Ричарда Викторова мы смотрим, ибо они …живые. Но вернёмся к «Петле Ориона», которую снял Василий Левин при поддержке (и при сценарном участии) космонавта Алексея Леонова.
Проект не такой уж дешёвый. Да и сюжет – захватывающий. На границе Солнечной системы возникло мощное излучение, сводящее с ума космонавтов (сцена безумия снята нелепо — в зале смеялись).
Явление названо «Петлёй Ориона». Для исследования этого феномена с Земли отправляется советский корабль «Фаэтон» со смешанным экипажем, состоящим из людей и роботов-андроидов.
Да, иной раз даже не отличишь, где живые космолётчики, а где и клоны с железками в голове. Настолько ужасающа игра. Достигнув цели, экипаж «Фаэтона» сталкивается с ещё одним явлением – с голограммами пришельцев из некоей цивилизации.
Вы заметили, что инопланетяне (если они положительные) всегда благообразны, плавно двигаются и носят нечто такое, что проще всего назвать «одеяньями», а не «одеждой»?
Доводилось читать, что это было чуть не автоматическим, подсознательным желанием авторов сказать, что это – боги. Это вообще была модная тема в своё время — Колесницы Богов и прочие ‘Erinnerungen an die Zukunft’ (1972).
В общем, посланцы сообщают, что Земле грозит опасность — галактический вирус, несущийся к третьей планете от Солнца, и Петля Ориона – это энергетический барьер, с помощью которого те, высокоразвитые системы, избавляют Землю от вируса.
Вот шикарная же фабула! Но – нет. Картонные герои, скучно произносящие свои реплики. Справедливости ради, заметим, что антураж в кадре не самый ужасный, хотя, и устаревший – такие «лампочки» и порталы были хороши в конце 1960-х годов.
Но в «Через тернии…» атрибутика ещё скуднее, да это не помешало фильму оставаться популярным долгие годы. Конечно, в 1980 году и «Петля Ориона», как теперь это называют, «неплохо зашла».
Но сейчас это можно смотреть лишь в качестве ностальгии по СССР, летнему кинотеатру, каникулам, дачной дружбе и тому бесконечному июлю, какой бывает только в детстве.