Пленяющий ленинградский фильм, режиссёр которого уехал из СССР и сорвал куш на радио «Свобода»

Несмотря на то, что телефильм «Проводы белых ночей» (1970) на тв не жаловали, он всё же стал известным и даже в какой-то мере легендарным.

В немилости же лента оказалась по простой причине — её режиссёр Юлиан Панич в начале семидесятых оставил СССР и уехал на запад, где сделал очень неплохую карьеру на небезызвестном радио «Свобода».

«Проводы белых ночей» — это последний его советский фильм и настоящий гимн Ленинграду.

В кинематографе Юлиан Панич начинал как актёр, но заметили его не сразу, а после роли в мелодраме «Разные судьбы» (1956), которую сегодня уже вполне можно причислить к классике советского кино. Нельзя сказать, что молодого актёра завалили предложениями, но снимался он активно, да и в театре был востребован.

Одной из самых его знаменитых работ стала роль в постановке по пьесе Веры Пановой «Проводы белых ночей», где Панич блистал в главной роли.

Но позже ему стало тесно в рамках актёрства, Панич захотел заняться режиссурой и перешёл на телевидение.

Дебютировал он с военной драмой «Дорога домой» (1967), которая зрителям понравилась, а вот критики были строги, к телефильму отнеслись пристрастно, а особо рьяные даже предлагали навсегда запретить Паничу заниматься режиссурой. 

Однако Николай Месяцев, тогда бывший председателем Гостелерадио, заступился за дебютанта и тому разрешили продолжать.

Новой задумкой Юлиана Панича была постановка фильма «Проводы белых ночей», экранизация той самой пьесы, которая была для него знаковой. Изначально планировали кинофильм, но на киностудии «Ленфильм» не сошлись бюджеты, поэтому и «Проводы белых ночей» делали на Ленинградском тв.

Главную роль режиссёр отдал молодому актёру Юрию Каморному. Каморный запомнился и полюбился зрителям (а особенно зрительницам) после первой же роли в военной картине «Зося» (1967), да и последующие его герои тоже были заметными.

Главную женскую роль получила Галина Никулина, тоже дебютировавшая недавно: первую роль она сыграла в культовом теперь детективе «Два билета на дневной сеанс» (1966).

Фильм начинается со знакомства 19-летней Нины, работницы завода, и 26-летнего журналиста Валерика на празднике прощания с белыми ночами.

Романтическая прогулка завершается столь романтической ночью, и наутро Нина решает, что к ней пришла большая любовь. Валерику тоже компания Нины приятна, хотя он куда более прагматичен и даже циничен.

Девушка переезжает к возлюбленному с немногочисленными пожитками, хотя ради этого ей приходится поскандалить с братом, единственным родственником, который заменил ей отца. Селится пара в комнате, представленной товарищем Валерика, ведь он сам живёт с мамой.

Постепенно Валерик открывается не с самых лучших сторон: он, несмотря на возраст, инфантилен, в работе ленив, оттого и не преуспевает, любит женское общество, а ещё выясняется, что он женат. Правда, с женой они давно не живут, но она не стремится давать развод.

А через время обнаруживается, что Нина ждёт малыша. Валерик настаивает на том, чтобы избавиться от беременности, но Нина отказывается, а потом и вовсе уходит и уже в одиночестве рожает сына, которого называет Валерием.

Но это ещё не финал (его узнайте сами). Ну и главное украшение «Проводов белых ночей» — Ленинград, которого в кадре много и который самой прекрасной и выразительной декорацией вкупе с лиричной музыкой композитора Виктора Лебедева.

Конечно, основную партию в ленте играют Галина Никулина (Нина) и Юрий Каморный (Валерик), но и исполнители второго плана не менее интересны. В роли подруги Валерика Тамары — Лариса Малеванная, недавняя дебютантка, только что приехавшая в Ленинград из Красноярска, где была одной из организаторов местного ТЮЗа.

Роль Зины, невесты брата Нины Кости, получила Виолетта Жухимович (помните единственную девочку из «Республики ШКИД» (1966) Тоню-Маркони?),

Самого Костю сыграл Валерий Караваев, который участвовал и в предыдущем фильме Юлиана Панича. Приятеля Валерика Германа, будущего врача, изобразил Геннадий Богачёв, молодой актёр БДТ, которому принесёт всесоюзную популярность телеспектакль «Ханума» (1978).

Небольшие роли получили Владимир Заманский и Ефим Каменецкий (кстати, будущий супруг Галины Никулиной), а ещё в кадре мелькнули мировые знаменитости в образах самих себя, поскольку героям удалось побывать на встрече гостей VI Московского кинофестиваля в Ленинграде.

Ищите в кадре французских кинозвёзд Анни Дюпре и Мишеля Симона.

Фильм «Проводы белых ночей» впервые показали летом 1970 год. И хоть белые ночи в Ленинграде тогда уже закончились, послевкусие осталось (и остаётся, надо сказать).

 Нет ощущения, что актёры играют, фильм во многом похож на документальный, беспристрастно фиксирующий происходящие события, в том числе отношения между максималисткой Ниной и так не повзрослевшим Валериком.

Такой тон задают уже начальные эпизоды: праздник «Алые паруса», один из первых в истории, где герои знакомятся, — не постановка, это самые обычные горожане, а не киношная массовка. Это была режиссёрская задумка:

документальные кадры в начале намекали, что сюжет не просто списан с жизни, а вписан в неё и абсолютно правдив.

Кинокритики и особенно высокие чины «Проводы белых ночей» осудили.

Распущенность, аморальность, противопоставление рабочих и интеллигенции, клевета на молодёжь — это лишь скромная часть претензий к фильму.

А вот зрители были впечатлены и заворожены любовной историей на фоне летних ленинградских пейзажей. Картина легко могла бы войти в число часто транслируемых хитов, если бы не отъезд Юлиана Панича с женой и сыном в 1972 году за границу.

Резюме. Конечно же, «Проводы белых ночей» посмотреть стоит. Замечательная актёры, эстетика поздних шестидесятых, вечная история о большой (или не очень) любви и Ленинград, которым невозможно не восхищаться.

Оцените статью
Пленяющий ленинградский фильм, режиссёр которого уехал из СССР и сорвал куш на радио «Свобода»
Армейский фильм, которому не помогли ни ВДВ, ни карате, ни Высоцкий