«По семейным обстоятельствам» — эффектная мама-Изольда и козырной сын-Николай

Комедия Алексея Коренева «По семейным обстоятельствам» (1977) – о том, как трудно ужиться родственникам в едином пространстве и, конечно же, отметила Галину Аркадьевну (Галина Польских), попеременно игравшую две противоположные роли – въедливой тёщи и покорной невестки.

Она относительно молода, ей чуть за сорок, но у неё уже есть взрослая дочь, зять и даже крохотная внучка Леночка. Почему бы Галине снова не выйти замуж? И она выходит! Да не за какого-нибудь пьющего сантехника – ей достался настоящий патриций – художник-урбанист Николай Павлович (Евгений Евстигнеев).

В этом фильме показан интереснейший срез общества – от подпольного маклера и балерины-рукодельницы на пенсии – до смешного логопеда, не выговаривавшего половину букв. Это, кстати, было высмеиванием «модного» тогда тезиса, что тренер необязательно должен быть сам чемпионом… А какой там усатый нянь, зарабатывающий своей дочери …на няню!

Но вернёмся к Николаю Павловичу и его маме – роскошной Изольде Тихоновне (Евгения Ханаева). В 1970-х годах творческая интеллигенция была подъёме, занимая давно пустовавшую нишу потомственной аристократии. Посмотрите, как живёт это замечательное семейство. Тут есть традиции, разговоры о прекрасном, творческие планы, и такие же друзья, приходящие посмотреть новые работы…

Изольда постоянно говорит о том, что трудиться обязан именно мужчина, а женщина, вероятно, красоваться в шляпках. Она так и говорит Галине: дескать, иди, поднимай свою промышленность, если её не могут поднять мужчины. И зачем, когда ей достался такой козырной муж-творец? В те годы художники действительно царили, особенно, если состояли в Союзе Художников…

..Николай, судя по всему, там состоит – не по похож он на мятежного диссидента, рисующего картинки для себя и для узкого круга друзей. Это членство давала многие привилегии, но вот почему-то у Николая нет мастерской – он пишет дома. Обычно у таких мастеров были какие-нибудь дополнительные каморки для штудий. К слову, там художники и встречались с друзьями, а бывало и бухали.

Этот момент был опущен, видимо, специально, чтобы показать: Николай – художник, он – пишет маслом. Ибо Галина застаёт его в момент работы. Интересна его творческая биография – он писал окрестности Арбата, и был не особенно кому-то интересен, а потом, когда стали ломать старину, возводя проспект Калинина (ныне – Новый Арбат), вдруг выяснилось, что работы Николая имеют высокую историческую ценность.

Что же до художественной ценности, то подобных живописцев тогда было очень много, а потому она невелика. Теперь маменька требует писать Домниковку – мол, надо успеть! И, что характерно, в этом доме всем заправляет Изольда. Каким должен быть чай. Как надо его подавать.

Судя по всему, она крутила и своим покойным мужем, а уж, если сын до пятидесяти лет не посмел жениться, тут всё запущено, несмотря на крутизну.

Он и женившись на Галине, всё ещё находится под каблуком у матери. Вообще, в этом фильме показаны чудовищные обстоятельства (семейные), однако, всё сглаживается лёгкостью и незлобивым юмором повествования. Что касается мамы, одно успокаивает – она уехала с горцем-долгожителем, и теперь её ждёт своя свекровь, наверняка, не менее ретивая, чем она сама.

Оцените статью
«По семейным обстоятельствам» — эффектная мама-Изольда и козырной сын-Николай
Лина Бракните: почему «девочка-кукла», сыгравшая Суок, так мало снималась?