Мне очень хотелось это увидеть, благо, по телевизору часто крутили и «Девушку с коробкой», и «Куклу с миллионами», и «Праздник святого Йоргена», да и вообще в 1970-х была популярна тема немого синематографа, ретро, танго-фокстротов, канотье-бутоньерок.
Тогда как «Поцелуй Мэри Пикфорд» почему-то не крутили – из книги я, правда, узнала, что фильм сочли посредственным, хотя, экспериментальным, ибо шло умелое совмещение документальной и художественной съёмки. Мэри Пикфорд долгое время вообще не знала, что она …целовала Игоря Ильинского…
Это был монтаж, и по тем временам весьма продвинутый. Кстати, допускаю, что фильм поэтому и не демонстрировался по нашему телевидению, ибо (по-честному) Мэри была использована без её согласия, а СССР к тому времени подписал все документы Конвенции по авторскому праву.
Из этой киноистории можно узнать многое о повседневной жизни в СССР эпохи НЭПа. Допустим, такой немаловажный факт, что в Советской России закупали современные голливудские и европейские ленты, а пресса – «Киноглаз» и другие – писали заметки о частной жизни звёзд.
Мэри Пикфорд и Дуглас Фербенкс пользовались особой любовью, хотя, к излёту 1920-х их общемировая слава начала спадать – актрисе, всю жизнь игравшей юных девочек, давно перевалило за 30, а трюкачество Дугласа уже не казалось эффектным.
Тем не менее, они до начала 1930-х всё равно были популярны, и потому, когда они прибыли в Москву, их встречала огромная толпа, заполонившая всю часть города возле Белорусско-Балтийского, как он тогда назывался, вокзала. СССР и его социальный опыт волновал тогда многих, и знаковые актёры не были исключением.
Да, вернёмся к фабуле «Поцелуя…». Девушка Дуся Галкина обучается в некоей студии, пытаясь выбиться в актрисы. Но нет способностей. Зато хороша и одета по картинке из журнала. Если вы посмотрите фильм, то сможете до деталей представить себе, как выглядела, что чувствовала и как двигалась Эллочка Людоедка.
Дусю играет звезда 1920-х годов – Анель Судакевич (ещё одна польская красавица НЭПовской Москвы, как и Ада Войцик). К слову, Судакевич, когда в 1930-х её почти перестали звать в проекты, нашла себя в …создании театральных и цирковых костюмов, равно как в моделировании повседневной одежды.
В этом качестве и работала всю жизнь, получив звание Заслуженного художника РСФСР, а клетчатая кепка Олега Попова – её личное изобретение. Жила долго и даже счастливо — целых 95 лет, и скончалась уже в начале XXI века. …
Так вот, у Дуси есть воздыхатель Гога (Игорь Ильинский) – служащий кинотеатра, достающий билеты на все премьеры.
Однако Дусе хочется любить крутого парня – такого, как Дуглас в роли Зорро. Фильм из этой серии парочка и смотрит: девица обмирает по Фербенксу, а Гога – ревнует, бесится, думает, убегает из зала в фойе. После ряда комических приключений он тоже становится киноактёром-эксцентриком.
Прибывшая на советскую студию Мэри Пикфорд пожелала сниматься с Гогой в сцене объяснения с любви с последующим поцелуем. И вот тогда этот смешной человечек становится кумиром Дуси и её бешеных подруг. Толпа коллективной Фимы Собак начинает преследовать парня, буквально раздирая его части.
Да, Гога так счастлив, что даже заклеивает место, где отпечаталась помада Мэри, а толпа модных дев желает прикоснуться к этой «реликвии» и зацеловать героя вусмерть. В финале Дуся и Гога, с трудом отбившиеся от фанаток, торжественно стирают следы поцелуя звезды и остаются вместе. Милейшая история.
Ещё прекрасное! Там ещё имеется сцена, где врачи-экспериментаторы выявляют способности Гоги – тоже типичное зрелище 1920-х, когда медики проталкивали евгенику в массы (в СССР – тоже), а подобные опыты и есть евгеническое мероприятие. Так что – сюжет короткий, но смыслов и нюансов — много.