27 ноября 1956 года в кинопрокат вышел знаменитый художественный фильм «Весна на Заречной улице».
Этот фильм в середине 50-х годов стал символом нового «оттепельного» кино. Хотя первоначально он задумывался как обычная производственная агитка. Сценарий утверждали с большим ворчанием. Мол, фильм по своей сути не о чём, а главный герой далеко неоднозначный. По крайней мере, идеальным примером для советской молодежи он быть не может.
Как позже признался один из членов худсовета, такой сценарий лет пять назад точно бы зарубили, а сценариста бы ещё и взяли бы на заметку.
Но сценарий всё же утвердили. И дело было не только в наступивших хрущёвских послаблениях цензуры, но и в том, что заказчиком этого фильма выступала вполне солидная организация: Министерство образования УССР.
Ведь главная идея картины была не в приключениях главного героя, а в агитации получения среднего образования. Так как многие молодые люди из-за войны так не смогли своевременно закончить школу. А таких только на Украине среди сверстников и сверстниц героя фильма Саши Савченко, по данным послевоенной статистки, было не менее 40% процентов.
Но молодым режиссёрам Одесской киностудии Феликсу Миронеру и Марлену Хуциеву удалось сделать из этого агитационного фильма увлекательную лирическую мелодраму. По крайней мере, многие зрители полюбили фильм именно в таком качестве.
Основные натурные съёмки проходили в Запорожье на металлургическом комбинате «Запорожсталь», а актёры жили в гостинице недалеко от завода.
Так как большинство членов съёмочной группы были молодыми людьми, то почти каждый вечер после работы они собирались вместе и весело проводили время. Актёры даже в шутку называли свой фильм «Без сна на Заречной улице».
Молодые режиссёры, бывало, и сами участвовали в таких посиделках, но при этом старались следить за тем, чтобы на следующий день все были в рабочем состоянии. Хотя вовремя съёмок были и срывы графиков, и претензии худсовета к снятым материалам, которые позже приходилось переснимать.
Неожиданный успех киноленты удивил не только чиновников, но и самих создателей картины. Только за первый месяц фильм посмотрели около тридцати миллионов человек, и он уверенно вошёл в число лидеров всесоюзного проката. А то, что некоторых в советских городах после премьеры стали появляться улицы Заречные, говорит о том, что фильм стал по-настоящему культовым.
Кинолента стала знаковой в судьбе многих её создателей. 25-летний исполнитель главной роли Николай Рыбников после этого фильма стал одним из самых популярных и востребованных киноактёров страны. С ним заслуженно разделили славу в то время ещё молодые: Геннадий Юхтин, Владимир Гуляев, Юрий Белов, Римма Шорохова и другие.
Не забыли и молодых режиссёров, которых вскоре пригласили работать в Москву.
Кинооператор фильма Пётр Тодоровский через много лет рассказал, что после съёмок «Весны на Заречной улице» он впервые всерьёз задумался о режиссёрской карьере и позже успешно реализовал себя именно в этом качестве.
Также следует отметить, что в последних числах 1956 года в центральной газете «Советская Россия» традиционно вышла большая статья о достижениях СССР в уходящем году.
Так вот, среди главных событий страны, таких как открытие первой антарктической станции «Мирный», появления первого реактивного пассажирского самолета Ту-104, начала масштабного освоения целины и т.д. был указан и этот фильм как настоящий прорыв в советском кинематографе.