Почему были запрещены два советских фильма шестидесятых годов

Эти два фильма были сняты в шестидесятые годы. Фильмы хорошие, с хорошими актерами. И зрители, и критики очень тепло о них отзывались. Но потом все копии картин были изъяты из проката. И зрители увидели эти фильмы только годы спустя.

Почему? Об этом чуть ниже. А пока коротко о самих фильмах.

Первая картина — «Мы, двое мужчин» (Киевская киностудия имени А. П. Довженко)

Снял фильм режиссер Юрий Лысенко.

В главной роли — Василий Шукшин. Сюжет фильма незатейливый, но очень трогательный: история одной поездки в город грубоватого деревенского шофера Мишки Горлова и его случайного попутчика — мальчика Юрки.

Василий Макарович был так убедителен в роли, что некоторые зрители даже думали, что это прямо документальные кадры. Ну все в этой картине, как в жизни — и диалоги, и в целом атмосфера в глубинке, и контраст с городом, куда пожаловали деревенские.

В картине также играют — Мария Капнист, Вера Предаевич, Владимир Дальский, Джемма Осмоловская, Валентин Грудинин,Борис Сабуров.

Роль Юрки просто блистательно сыграл мальчик Валерий Король.

Увы, это была его единственная роль в кино и о его судьбе ничего неизвестно.

Фильм впервые показали в кинотеатрах страны в июле 1963 года. «Мы, двое мужчин» даже хотели отправить на Московский международный кинофестиваль 1963 года. Однако в последний момент в программе без объявления причины картина была удалена из списка по непонятной причине. А через несколько лет, по уже понятной причине, фильм был запрещен к показу.

Вторая картина – «Встречи на рассвете» (1969 год) Киностудия «Мосфильм»

Режиссеры — Эдуард Гаврилов, Валерий Кремнёв.

В этой (как сейчас любят писать) житейской мелодраме снялись – Люсьена Овчинникова, Ольга Аросева, Владимир Андреев, Евгений Шутов, Светлана Харитонова, Юрий Назаров, Георгий Жженов, Анатолий Кузнецов.

Именно в этой картине, которая вышла на экраны в середине июня 1969 года, впервые снялась в кино тогда только начинающая актриса Тамара Дегтярева.

В середине июня зрители впервые увидели фильм (и опять же прокат у него в первые недели были отличный), но уже 30 июля фильм был запрещен. И во многих республиках страны зрители его даже и не видели.

В этих двух житейских, черно-белых картинах не было никакой антисоветчины или еще чего- то такого крамольного, что нельзя было показывать на экране в те годы. Так в чем причина запрета к показу?

Все дело в сценаристе и авторе произведений, по которым были сняты эти две картины.

«Мы, двое мужчин» был снят по сценарию Анатолия Кузнецова, на основе его же рассказа «Юрка — бесштанная команда». И«Встречи на рассвете » был снят по повести «У себя дома» этого же автора.

Анатолий Кузнецов — киевлянин, прозаик, публицист, выпускник Литературного института.

В шестидесятые годы был членом редколлегии очень тогда популярного журнала «Юность». Был комсомольцем, с середины пятидесятых годов — член КПСС. Благонадежная биография, в 1966 году он написал нашумевший роман «Бабий Яр», в который также вошли его дневники, во время немецкой оккупации Анатолий Кузнецов был в Киеве…

Так вот, в конце июля 1969 года Анатолий Васильевич Кузнецов, которому в тот год было всего 40 лет, едет в командировку в Лондон.

Цель поездки, как тогда писали в официальных документах, вполне убедительная и архиважная. Писатель едет для сбора материалов для написания книги о V съезде РСДРП к приближавшемуся 100-летию со дня рождения Ленина! Разве можно было не пусть с такой целью видного уже писателя в капиталистическое логово?

Но уже в августе случается скандал. Анатолий Кузнецов попросил в Великобритании политическое убежище. В СССР стараются не раздувать публично эту историю. Но изымают его книги из библиотек и запрещают к показу два вышеназванных фильма, которые были сняты по его произведениям.

Вот как об этом написано в Википедии:

« После получения убежища объявил о своём выходе из КПСС и СП СССР и даже о том, что отказывается от своей фамилии, прося считать его с этого времени «просто Анатолием». Много шума на Западе наделало и сенсационное признание Кузнецова о том, что для того, чтобы добиться разрешения на поездку в Англию (и совершить побег), он вынужден был за полгода до этого стать агентом КГБ и доносить на некоторых знакомых писателей: на Евгения Евтушенко и Василия Аксёнова.

В том же августе уже в Великобритании выходит в печать полный текст его романа «Бабий Яр», безо всякой цензуры. В эмиграции писатель работал на Радио «Свобода», он вел передачу «Писатели у микрофона». Последняя книга Кузнецова — «Между Гринвичем и Куренёвкой. Письма Анатолия Кузнецова матери из эмиграции в Киев».

В мае 1979 года гражданская жена Кузнецова родила девочку, её назвали Машей в честь матери Анатолия Васильевича. (До этого писатель был женат дважды.) А буквально через месяц Анатолий Кузнецов умер, сидя возле колыбели дочери. У него остановилось сердце. Еще за год до этого был инфаркт. Анатолию Кузнецову было всего 49 лет.

Вот такая не киношная история… Без всяких выводов и комментариев.

А фильмы, о которых мы сегодня написали, вы обязательно посмотрите. Они того стоят.

Оцените статью
Почему были запрещены два советских фильма шестидесятых годов
Пять актрис небольшого роста в советском кино