Почему Эльдар Рязанов ненавидел свой второй фильм, а актриса главной роли очень обиделась на режиссёра

Когда решила написать статью об этом фильме и начала изучать историю его создания, не подозревала, что по ту сторону софитов творились нешуточные страсти…

Когда первый художественный фильм Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь» произвел неожиданный фурор среди публики, режиссёру, конечно же, хотелось повторить успех. А ведь в «Карнавальную ночь» не верил никто, даже сам Рязанов. Он занимался документальным кино и жанр музыкальной комедии был от него так же далёк, как Луна от Земли.

К тому же, пробы молодой и начинающей актрисы Людмилы Гурченко его совсем не впечатлили, но надо было ее брать. Так настаивало руководство. Съемки не клеились…, в бюджет не вписывались… А тут ошеломительный успех и огромные кассовые сборы.

Рязанов понял : эта курносая актриса достойна съемочной площадки.

И когда он приступил к съемка следующей лирической комедии «Девушка без адреса», режиссёр в главной роли видел только Гурченко.

Собственно говоря, Рязанову навязали этот материал, от которого он был не в восторге. Но молодой и начинающий режиссёр соглашался на любую работу, лишь бы не выгнали.

Приступив к работе над новым фильмом со слабым материалом, как считал Рязанов, он решил, что залогом успеха могут стать Людмила Гурченко и Игорь Ильинский. И очень пытался убедить начальство в этом.

То — в никакую: «Нам не нужна вторая «Карнавальная ночь». В стране много достойный актёров»

Долгие попытки убедить руководство ни к чему не привели. Рязанов даже хотел отказаться от проекта. Тогда Пырьев по секрету рассказал Рязанову, что Гурченко никогда не утвердят на эту роль: мол, она отказалась сотрудничать с КГБ.

Правда это или нет, но Рязанов после этого успокоился и продолжил работу над фильмом.

Но как сложно всё началось, так и продолжилось. В частности, с актёрами

Николай Рыбников не очень хотел играть главного героя фильма.

Будучи уже звездой советского экрана после «Весны на заречной улице» и «Высоты» он очень боялся застрять в амплуа простого парня-работяги. Как показало время, не напрасно.

Но на роль Паши Гусарова всё же согласился. А, может быть, руководство настояло…

С ролью Кати Ивановой тоже не клеилось

Поначалу на эту роль выбрали и утвердили актрису Ленинградского театра музыкальной комедии Зою Виноградову. С ней поработали достаточно и записали все песни к фильму.

Актриса была уже готова к съемках, как вдруг ее поставили перед выбором: или театр или кино. Виноградова не колеблясь выбрала театр. В фильме остались только песни в ёё исполнении.

Ниже — песня в исполнении Зои Виноградовой

И снова место на роль Кати Ивановой стало пустовать. Рязанов, так и не смирившийся с тем, что не разрешили сниматься Гурченко, надеялся, что всё может измениться. Но он был молод и не успел завоевать авторитета. Пока решали за него…

В конце концов на главную женскую роль утвердили непрофессиональную актрису — студентку филфака. Автор сценария Леонид Ленч увидел ее на самодеятельном спектакле и понял: именно так выглядит его героиня. Это была Светлана Карпинская.

Эльдар Рязанов очень расстроился такому выбору: «Еще тут непрофессиональных актрис не хватало». Но у него никто не спрашивал.

И всё-таки Светлана Карпинская не подвела режиссёра и великолепно справилась с ролью. Да и к тому же, она очень походила на свою героиню: провинциалка, наивная и искренняя, со сложным характером.

Очень не нравилось девушке, что ее наряжают в какие-то некрасивые платья, сидящие на ней нелепо. Запрещали гримироваться. Даже Рыбников однажды не выдержал:

«Какая чудная девочка! Что же она у вас все время в какой-то убогой юбке ходит и в этом жутком платке? Да вы хоть волосы ей распустите!»

Но несмотря на несбывшиеся надежды Рязанова и все перипетии фильм получился отменным.

«Девушка без адреса» стал лидером проката 1958 года, уступив только «Тихому Дону» Сергея Герасимова.

Комедию посмотрело 36,4 млн зрителей.

Несмотря на зрительское признание Эльдар Рязанов считал свой второй фильм намного слабее и проще «Карнавальной ночи». Он всегда был убежден, что если бы в нём снялась Людмила Гурченко, то картина получилась бы интереснее и лиричнее, динамичнее и смешнее. И не только по этой причине. Главной было то обстоятельство, что тогда он ничего сам не решал. Но об этом Эльдар Рязанов признался через очень много лет.

До конца своей жизни режиссёр не вспоминал о «Девушке без адреса»… Он очень не любил этот фильм.

А Светлана Карпинская после того, как фильм с большим успехом вышел в прокат, недоумевала, почему Рязанов не приглашает его в другие свои фильмы и затаила не него большую обиду.

Наверное, она не знала, что для него она была нежеланной и навязанной актрисой вместо той, которую режиссёр мечтал увидеть на экране…

Оцените статью
Почему Эльдар Рязанов ненавидел свой второй фильм, а актриса главной роли очень обиделась на режиссёра
«Ты у меня одна»: как Дмитрий Астрахан рассказал людям о их жизни