Почему фильм «Благочестивая Марта» не повторил успеха «Собаки на сене»

Музыкальная костюмированная кинокомедия «Благочестивая Марта» вышла на экраны в октябре 1980 года. Режиссёр Ян Фрид был к тому времени хорошо известен кинозрителям по фильмам «Зелёная карета», «Собака на сене», «Летучая мышь».

Большим успехом у кинозрителей пользовалась «Собака на сене» с Михаилом Боярским и Маргаритой Тереховой в главных ролях. И когда на экраны вышла «Благочестивая Марта» создатели фильма ожидали такой же популярности.

Новую картину Яна Фрида, который уже к тому времени считался основоположником жанра советской музыкальной комедии, зрители встретили тепло, но не более.

В чём причина? Давайте разберёмся.

Сразу хочу заметить, что далее будут только мои предположения и размышления, правда, сдобренные мнением кинокритиков

Может, причина в сюжете фильма?

В основе фильма — пьеса испанского драматурга Тирсо де Молины 17 века. Дон Фелипе, студент, вместе со своим другом убегают из университета. чтобы искать счастье в Мадриде. Там он встречает донью Марту. Они влюбляются в друг друга. Но Фелипе вынужден прятаться, потому что нечаянно убил брата Марты. А Марта претворяется набожной, чтобы не выходить замуж за нелюбимого…

В принципе, история влюбленных трёхсот вековой давности смотрится легко и свежо. В ленте сошлось всё, что необходимо для популярности: сюжет, актёры, музыка.

Хотя кинокритики ругали режиссёра в том, что он значительно переиначил сюжет пьесы и убрал из сценария многие линии. На самом деле, режиссёр хотел сделать эту историю более смотрибельной, учитывая особенности повествования в литературе 17 века.

Так что, думаю, причина вовсе не в этом.

Может, дело в составе и игре актёров?

В предыдущем фильме «Собака на сене» Ян Фрид собрал крепкую команду актёров за время работы над ним. Потому многие из них плавно перешли в «…Марту». Вот только Боярский не попал в него. Да и он был бы лишним здесь. Уж больно гармонично подобраны все актеры.

Есть одна загвоздка в подборе актёров

Дело в том, по возрасту главные герои практически вдвое старше своих персонажей.Конечно, это можно списать на то, что в те времена и 30-летний мужчина мог слыть пожилым.

Виторгану было уже сорок лет. Для студента, конечно, многовато. Тем нее менее, Эммануил Виторган справился блестяще.

Кстати, роль в этом фильме была для Виторгана второй из главных. До этого он играл второстепенных персонажей. Одна из заметных ролей до этого была работа в фильме «И это всё о нём».

В этом фильме Виторган впервые предстал перед зрителями в образе романтического героя. Сам актёр больше любил играть отрицательных персонажей:

«Действительно, я огромное количество мерзавцев переиграл и поражен тем, что люди, тем не менее, относятся ко мне замечательно. Я охотно такие предложения принимал и объясню, почему. Я никогда не отказывался от отрицательных ролей. От положительных – да. Потому что в советские времена положительные герои делали вид, что не знают, как дети появляются на свет. Мне было неинтересно быть таким…»

Маргарита Терехова

Актрису на тот момент тоже нельзя назвать юной. 37 лет всё-таки. В пьесе донье Марте от силы лет 20, а её отцу — не более 45 лет. Но Маргарита Терехова, несмотря на разницу в возрасте смотрится в фильме великолепно. Ей очень идут костюмированные исторические роли.

Да, да, знаю, что вы скажете: в «Собаке на сене» она интересней и ярче. Да и сам фильм получше. Согласна, не спорю. Но и в ленте «Благочестивая Марта» Терехова очень хороша.

Да и в паре с Виторганом она смотрятся великолепно. Не так ли?

Но были зрители, которые эту пару приняли просто в штыки. Они не хотели видеть рядом с Тереховой Виторгана. Уж очень гармоничной оказалась творческая пара Терехова-Боярский в «Собаке на сене».

Виторган, конечно, уступает Боярскому по некоторым позициям. К примеру, Михаил Сергеевич всегда поёт сам в фильмах. А Виторган не предрасположен к вокалу, поэтому в фильме за него поёт Макар Алпатов.

Соответственно и персонажей вокруг них пришлось играть актёрам, старше по возрасту. К примеру, по пьесе отцу Марты не более 45 лет. А Стржельчику было на момент работы в кино почти 60 лет.

Некоторые зрители шутили про пару Марта (Терехова)-Фелипе (Виторган) так: их любовь больше похожа не отношения юных и пылких студентов, а на отношения доцентов.

Но это обстоятельство нисколько не умаляет игру актёров. Она на достойном уровне. Хотя некоторые кинокритики отметили нарочитость. Но это ведь комедия, причём музыкальная.

Есть один момент в истории этого ильма. который изрядно подпортил ему жизнь.

Дело в том. что в фильме снялся Олег Видов. Он сыграл влюбленного в сестру Лусию. Сыграл прекрасно. Через три года актёр актёр уехал в Югославию, где тайно перешёл границу и сбежал в США (прям как сегодня… убегают).

Естественно, из-за этого фильмы с участием Видова стали притормаживать. Досталось и «Благочестивой Марте». Музыкальная кинокомедия о влюбленных Филипе и Марте вернулась к зрителям в начале 90х.

Возможно, это тоже повлияло на популярность фильма. Ведь на пользу не идут периоды забвения. Тем более, в 90х наступили тяжелые времена. Надо было выживать, а не смотреть комедии.

В общем, как-то всё так сложилось, что фильм «Благочестивая Марта» не повторил успеха своего предшественника. Это называется судьбой. У кинолент они тоже разные. Так бывает…

Но, всё равно, каждый раз я смотрю этот фильм с удовольствием и переживаю за главных героев. И каждый раз улыбаюсь, когда в который уже раз Филие и Марта усердно склоняют: «Дура, дуре, дуру…»

Оцените статью
Почему фильм «Благочестивая Марта» не повторил успеха «Собаки на сене»
10 самых отвратительных героев советских фильмов, которые во времена СССР такими не казались