На роль деда Катюши он хотел пригласить Игоря Ильинского, роль Паши Гусарова собирался отдать Юрию Белову.
Ну а в роли главной героини Кати Ивановой он не видел никого, кроме Людмилы Гурченко. Кстати, и на роли второго плана он собирался взять почти весь актёрский состав из «Карнавальной ночи».
Но на первом же заседании художественного совета молодого режиссёра, что называется, поставили на место.
Ему объяснили, что выбор актёров — это всегда коллективное решение, и что никто не даст ему делать из новой комедии вторую «Карнавальную ночь».
Как сказал Иван Александрович Пырьев, это совсем другая история, поэтому и играть её будут другие актёры. Так же он добавил, что у нас в стране есть много достойных и талантливых артистов, кроме Ильинского и Гурченко.
После заседания худсовета Рязанов чувствовал себя раздавленным и даже униженным.
Уже в вестибюле киностудии он догнал уходящего домой Пырьева и, собравшись духом, неуверенным голосом выдавил из себя, что хочет отказаться от работы над этим фильмом.
На что Иван Александрович спокойно ответил, что если он это сделает, то может себе искать другую работу, а точнее даже другую профессию!
Следующее заседание худсовета должно было состоятся через неделю, и к тому времени Рязанов подготовил уже другой список актёров.
На главную роль он записал Николая Рыбникова, на другие роли тоже были актёры, не участвующие в предыдущем фильме. Но на роль Кати Ивановой он всё равно записал Людмилу Гурченко.
За несколько минут до начала худсовета замдиректора «Карнавальной ночи» и его друг Сергей Каграманов, который был назначен и заместителем директора фильма «Девушка без адреса», по секрету сообщил Рязанову, что Гурченко не при каких обстоятельствах не сможет сниматься в этой картине.
И что это личное решение министра культуры СССР Николая Михайлова. И все члены худсовета об этом знают, просто никто это не афиширует.
В чем причина, оставалось только догадываться. По одной из версий, она якобы не захотела «близко подружиться» с кем-то из высокого руководства.
Но более распространенная версия (которую через много лет подтвердила и сама актриса), была о том, что она отказалась быть осведомителем комитета госбезопасности.
В итоге, когда на художественном совете Рязанов представил новый состав актёров, он заявил, что у него пока нет кандидатуры на главную женскую роль.
Что интересно, худсовет поддержал выбор режиссера, и почти весь его список позже был утверждён. И даже добавили в него Юрия Белова, на что Рязанов уже и не рассчитывал.
Ну а исполнительница главной женской роли нашлась совершенно случайно. На роль Кати Ивановой утвердили никому неизвестную девушку, которая никакого отношения к кинематографу не имела.
Это была студентка филологического факультета ленинградского университета Светлана Карпинская.
Девушку случайно в метро увидел автор сценария Леонид Ленч. Позже на худсовете он заявил, что когда писал сценарий, то мысленно видели именно такой образ.
И худсовет посчитал довод сценариста вполне убедительным и достаточным. А то, что Светлана представления не имела об актёрской профессии и даже в школе не ходила в драмкружок, никто во внимание не принял.
Лишь позднее выяснилась, что Рязанову и съёмочной группе всё же повезло. Девушка оказалась с актёрскими способностями, о которых она до этого и сама не догадывалась.
Поэтому вполне справилась с ролью. Кстати, успех картины изменил и её судьбу. Она забрала документы из университета и продолжила обучение в театральном институте.
Премьера фильма состоялась в Москве на Международном фестивале молодежи и студентов. Через несколько месяцев фильм вошел в пятёрку лидеров проката 1958 года, и его все посчитали второй удачей молодого режиссёра.
Но вот сам Эльдар Александрович Рязанов не любил вспоминать об этом фильме.
Уже в перестроечные годы в одном из выпусков «Кинопанорамы» он откровенно признался, что не доволен этой работой и что если бы в комедии сыграла Гурченко, то фильм бы был на порядок лучше, чем с Карпинской. Более динамичным, более лиричным и более смешным.
И, скорее всего, «Девушка без адреса» затмила бы собой «Карнавальную ночь». Но, увы, история не терпит сослагательного наклонения.