Почему фильм Дружининой «Сватовство гусара» называли «шедевром за три копейки»? История создания картины

Ровно 45 лет назад, 9 июля 1979 года, на «Мосфильме» начались съёмки музыкального телевизионного фильма «Сватовство гусара». Задорную комедию по мотивам знаменитого водевиля Николая Некрасова «Петербургский ростовщик» снимала режиссёр Светлана Дружинина.

Сюжет простой, но между тем увлекательный. Гусар полюбил девицу и мечтает на ней жениться. Девица, в свою очередь, обожает гусара. Но её папенька-ростовщик категорически против этого союза и мешает воссоединению сердец. Гусар идёт на хитрость и в конце концов добивается своего.

Сегодня такой сюжет больше похож на сказку. Но два века назад, если верить нашей классической литературе, подобные истории были вполне жизненными.

Лично я обожаю такие фильмы, которые уносят зрителей в те стародавние времена, когда культивировались другие человеческие отношения и духовные ценности. Для меня просмотр подобных фильмов является неким побегом от современной циничной реальности и отдыхом для души. Пусть всего и на пару часов.

Этот фильм снимался по заказу «Гостелерадио» специально для новогодней телепрограммы 1980 года. Правда, телепремьера состоялась на три месяца позже, так как во время съёмок случилось несчастье. В автоаварию попал Михаил Боярский, который играл в картине главную роль. Травмы были серьёзные, требовалось несколько месяцев на восстановление, и чтобы уложиться в график, необходимо было заменить актёра. По крайне мере, на этом настаивало руководство. Но Дружинина категорически отказалась.

И дело было не только в том, что уже успели отснять первые эпизоды с Боярским. Дружинина видела, что роль у него получается, и то нужное настроение, который Михаил задавал на съёмочной площадке, передавалось к другим артистам. Боярский прекрасно сочетался в кадре с Еленой Кореневой, а на втором плане великолепно играли Баадур Цуладзе, Сергей Иванов, Александр Баринов.

И даже супруг режиссёра Анатолий Мукасей, который был оператором фильма, не удержался и тоже сыграл в эпизоде одного из гусаров. Хотя первоначально это планировалось.

Конечно, общее позитивное настроение задавала и гениальная музыка Геннадия Гладкова, который очень точно уловил общий настрой и динамику этого водевиля. Слова к песням написал знаменитый Юлий Ким.

Известно, что песни они писали вместе, сидя в одной судии. Сначала композитор задавал музыкальную тему, потом поэт подбирал наиболее подходящий к ней стихотворный размер, а затем они оба дорабатывай каждый свою часть, при необходимости подстраиваясь друг под друга. Юлий Ким и сам был неплохим музыкантом, поэтому работали быстро и профессионально.

И, конечно же, настоящим актёрским мастерством блеснул народный артист СССР Андрей Алексеевич Попов в роли отца-ростовщика.

Светлана Сергеевна уже много лет спустя вспоминала, что у неё ни разу не было повода в чём-то поправить игру этого замечательного актёра. Она, как режиссёр, конечно же, представляла, каким должен быть этот персонаж. Но игра Попова не только полностью соответствовал её ожиданиям, но и придавала роли дополнительные оттенки, о которых она и не мечтала.

Изначально на фильм был выделен сравнительно маленький бюджет. Вообще, это было уже многолетней традицией, когда руководство «Гостелерадио», готовясь к той или иной праздничной программе, всегда перестраховывалось и заказывало фильмов и программ чуть больше, чем требовалось. И чем в итоге попадало в телепрограмму. Поэтому все эти фильмы изначально были низкобюджетными, так как выделенные деньги делились с учетом ещё и дополнительных «страховых» заказов. И часто такая перестраховка себя оправдывала.

Так случилось и в этот раз. Картину по понятным причинам сдать в конце года не удалось. Боярский с многочисленными травмами около трёх месяцев провел в госпитале, поэтому фильм был готов лишь в конце февраля. Более того, когда в «Гостелерадио» поняли, что фильм Дружининой не попадает в новогоднюю программу, стоял вопрос вообще о прекращении его производства. Дружининой удалось его отстоять, но и без того небольшой бюджет картины был урезан ещё больше.

Экономить приходилось на всём. Отказались от гусарской массовки и большинства натурных съёмок, урезали штат съёмочной группы, а павильоны и монтажную студию арендовали в ночное, более дешёвое время.

Сейчас, возможно, кто-то захочет меня поправить (по крайне мере, это уже писали в комментариях раньше), что в СССР не было коммерческой аренды и подобных вещей. Сразу хочу заявить, что это заблуждение. Любой советский фильм – это по своей сути коммерческий проект, на который выделялся бюджет из расчета всех возможных затрат. Так вот, в кинопроизводстве за всё нужно было платить. Чаще не реальными деньгами, а только безналом на бумаге. Но, тем не менее.

И платить нужно было не только за работу персонала и актёров. Но и за аренду всего остального, включая любое оборудование, киноплёнку, помещения, декорации, транспорт и т.д. На всё был утверждены свои тарифы и прейскуранты, исходя из которых первоначально и формировался бюджет каждого фильма.

Другое дело, что режиссёр, если не укладывался в чём-то одном, пытался найти способы сэкономить на чём-то другом. Так что перед Светланой Дружининой была очень непростая задача — закончить работу над картиной в сложившихся не по её вине тяжёлых финансовых условиях.

И тем не менее, фильм удался! Позже критики, да и руководство в шутку называли его «шедевром за три копейки». И, безусловно, этот фильм повысил авторитет Дружиной, как классного кинорежиссёра.

А перенос показа из новогодней программы на март (премьеру фильма в итоге приурочили к женскому празднику), сыграл только на пользу. Ведь не секрет, что каждая новогодняя программа была перенасыщена великолепными телепремьерами. Среди которых терялись многие хорошие фильмы. Да и мало кто из зрителей постоянно сидел у телевизора, так как большинство из них были заняты новогодними хлопотами.

Другое дело в марте, когда картину смогли спокойно посмотреть миллионы телезрителей, и фильм стал настоящей изюминкой телепрограммы, посвященной Международному женскому дню.

В этой музыкально комедии получился замечательный симбиоз старинного классического сюжета, отличной актёрской игры и великолепной музыки. А Светлана Дружинина ещё раз всем доказала, что в кинопроизводстве главное не деньги, а талант!

Оцените статью
Почему фильм Дружининой «Сватовство гусара» называли «шедевром за три копейки»? История создания картины
Жена Шурика — такая ли она разная во сне и реальности (и почему мне не дают покоя фотографии на стенах)