Почему Гайдай снял Миронова и Гомиашвили всего в одной роли и как нашёл талисман

Одни актёры, снявшись у Гайдая, сразу становились его «любимчиками». Другие, несмотря на явный талант, удостаивались всего одной роли у «мэтра». Мы расскажем, почему так получалось.

У всех режиссеров бывают «любимчики»: например, Эльдар Рязанов чаще других снимал Олега Басилашвили и Андрея Мягкова, в фильмах Георгия Данелия мы почти всегда видим Евгения Леонова, а Никита Михалков сначала отдавал предпочтение Юрию Богатыреву, а потом его фаворитом стал Олег Меньшиков.

А Леонид Гайдай? Конечно, у него тоже были любимые артисты. Кого-то он снимал часто, а кого-то, словно взмахом волшебной палочки, возносил на вершину успеха — а потом забывал навсегда.

Например, Андрей Миронов, с таким блеском сыгравший Гешу Козодоева в «Бриллиантовой руке», больше не появился ни в одном фильме Гайдая. Почему?

Козодоев — да, Бендер — нет!

В 1970 году Гайдай начал пробы на роль Остапа Бендера: планировались съемки «Двенадцати стульев». Одним из первых приглашение на пробы получил Андрей Миронов.

Все в его окружении не сомневались: роль будет его, ведь всего год назад Миронов покорил публику ролью Козодоева в «Бриллиантовой руке»! Но… Пробы были пройдены, а вызов на съемки все не приходил.

Потом Миронов узнал, что Гайдай продолжает пробовать других актеров. Он понял: ему «не светит». Было непонятно — почему? Ведь Гайдай, казалось, имел возможность убедиться в профессионализме актера.

Режиссер искал на роль Козодоева партнера, который стал бы достойной парой Папанову. На Гешу пробовались Георгий Вицин, Михаил Пуговкин, Валерий Носик… Все не то!

Миронова Гайдай увидел в театре, в постановке «Интервенция», и сразу подумал: «Готовый бандит!». И актер не подвел: Геша в его исполнении просто идеален.

Яркий, живой, со своим характером… Кроме того, актер поразил Гайдая своей редкой работоспособностью и серьезным отношением к делу.

Казалось бы — вот он, готовый Бендер! Но режиссер посчитал, что такой выбор будет чересчур предсказуемым, и зритель будет видеть на экране не Остапа, а Гешу: ведь не было в стране человека, который не посмотрел бы «Бриллиантовую руку».

Поэтому выбор пал на Арчила Гомиашвили.

Снялся у конкурента — это был удар!

А что же с Мироновым? Почему он так и не появился больше в комедиях Гайдая?

На самом деле, Леонид Иович хотел его снять в роли Милославского в фильме «Иван Васильевич меняет профессию», а Ивана Грозного должен был играть Юрий Никулин.

Но Никулин отказался. Его место занял Юрий Яковлев, а с ним в паре Миронов не смотрелся. А потом Миронов все-таки сыграл Остапа Бендера, но не у Гайдая, а у Марка Захарова, — и это стало болезненным ударом для Гайдая.

За этим фильмом последовали «Невероятные приключения итальянцев в России» Эльдара Рязанова… Творческий путь Миронова сложился весьма успешно, но — уже без Гайдая.

Бендера чуть не сыграл Высоцкий

Выбор Бендера должен был стать «выстрелом в яблочко», это Леонид Иович хорошо понимал. Поэтому пробовал очень многих актеров. В их числе — Валентин Гафт, Олег Борисов, Евгений Евстигнеев, Алексей Баталов.

Говорят, даже Муслим Магомаев проходил пробы! Наконец, режиссер увидел то, что хотел: Владимира Высоцкого. Он полностью соответствовал роли, это должен был быть успех.

Но, как рассказывали, подвела склонность Высоцкого к «зеленому змию». Он «ушел в штопор» и пропал из Москвы. По другой версии, кандидатуру Высоцкого отвергли чиновники.

Что из этого правда, а что выдумка, теперь уже не узнать, только Гайдаю пришлось искать другого Бендера.

Гайдай и Гомиашвили — нашла коса на камень…

Услышав, что в Грузии с большим успехом идет спектакль «12 стульев», Гайдай поехал посмотреть. И был очарован Арчилом Гомиашвили в главной роли.

Режиссера не остановила даже судимость, имеющаяся у актера: когда-то, в юности, Арчил срезал кожаную обивку с сидений в кинотеатре и продавал их, за что и отсидел положенное.

А что, вполне бендеровский бизнес! Грузинского актера немедленно ввели в фильм, он даже не успел выучить свой текст: приходилось это делать буквально на ходу, перед самым началом съемок.

И все шло хорошо, только вот на площадке столкнулись два лидера. Гомиашвили, «горячий грузинский парень», не выносил, чтобы им командовали.

А Гайдай жестко пресекал его попытки внести в роль что-то свое и требовал «прекратить кривляться». Все семь месяцев, что шли съемки, они с трудом терпели друг друга.

Конфликт назревал, и окончательно созрел, когда работа была окончена: на прощанье актер и режиссер обменялись уничтожительными «комплиментами» и разошлись — навсегда.

Даже озвучивать Бендера Гайдай пригласил другого актера. Впрочем, в любом случае, для Арчила Гомиашвили эта работа стала «счастливым билетом» — Гайдай сделал из него звезду.

Крачковская — «очень большой» талисман Гайдая

Поиски мадам Грицацуевой зашли в тупик: больше других подходили Наталья Гундарева и Нонна Мордюкова, но Гайдай не видел в них той прелести простушки-вдовы, которая была свойственна героине романа Ильфа и Петрова.

Однажды он увидел, как пухленькая домовитая женщина заботливо кормит мужа — звукооператора Владимира Крачковского: она всегда приносила ему на работу обед и горячий чай в термосе.

Именно такую женщину он и искал все время!

Крачковская, правда, сначала даже плакала от обиды, прочитав в сценарии: «Арбузные груди, нос обухом, расписные щеки и мощный затылок». И платья подходящего размера в костюмерной не нашлось.

Костюмерша съязвила: «У нас нет чехлов для танков». Нео все это были мелочи, и скоро Наталью Леонидовну начали снимать.

Самоотверженность Крачковской достойна уважения: ведь она сама выполняла все сложные и даже опасные трюки в эпизоде погони за Бендером в редакции, потому что дублерши такой комплекции просто не нашлось!

Помните, как она едет лежа по ленте транспортера и застревает, болтая ножками?

После оглушительного успеха «Двенадцати стульев» Крачковская стала настоящим талисманом для Гайдая — он снимал ее почти во всех своих последующих комедиях.

Сергей Филиппов ради Гайдая бросил пить

К моменту встречи этих двух талантов Сергей Филиппов был уже признанной звездой: специально на него в Ленинградском театре комедии ставили спектакли.

Только вот актер отличался сложным характером: с некоторых пор он так пристрастился к спиртному, что то и дело уходил в запой, срывая постановки.

Его много раз прощали, но однажды чаша терпения переполнилась, и Филиппова уволили из театра. Ролей в фильмах не предлагали, популярность известного комика угасала.

И вот тут-то в его жизни появился Леонид Гайдай: он предложил актеру не просто роль, а главную — Кисы Воробьянинова, в паре с Арчилом Гомиашвили.

Сергей Филиппов был очень благодарен режиссеру, ведь рука помощи, протянутая им, оказалась как нельзя кстати. И Гайдай снял его потом еще в семи своих картинах.

И Сергей Филиппов, которого многие считали безнадежным пьяницей, ни разу не подвел любимого режиссера: на время съемок он совершенно прекращал пить.

Оцените статью
Почему Гайдай снял Миронова и Гомиашвили всего в одной роли и как нашёл талисман
Одесская драма о пламенной революционерке-француженке