Почему Гайдай зарекся снимать Миронова после «Бриллиантовой руки»? Почему он снял его только в одном фильме

Любителей советского кино часто интересует вопрос: почему знаковый и мегапопулярный режиссер Гайдай снял Андрея Миронова, актера с потрясающим комическим талантом, в одном-единственном фильме?

Андрей Миронов и Геша Козодоев

1960-е и начало 1970-х в советском комическом кинематографе — это триумф Леонида Гайдая. Без его картин просто невозможно представить кино СССР того периода. После эпопеи с великолепной троицей Бывалым, Трусом и Балбесом Гайдай снял бесспорный шедевр — «Бриллиантовую руку».

Фильм вызвал неоднозначную реакцию у критиков и киноведов, но народ веселился от души. Недаром столько крылатых фраз из картины ушло «в свободное плавание», в живую разговорную речь. Цитаты из фильма можно услышать и сегодня — спустя более полувека после его выхода на экраны!

Одним из самых ярких и запоминающихся образов в картине стала роль Андрея Миронова — контрабандист Геннадий Петрович Козодоев. Гайдай пробовал на роль троих отличных актеров — Георгия Вицина, Валерия Носика, Рудольфа Рудина (пан Гималайский из популярнейшего «Кабачка «13 стульев»).

Но лишь после кинопроб Миронова понял, что нашел своего Графа (так в сценарии именовалась эта роль «человека с располагающей внешностью»).

Ранее Гайдай видел и высоко оценивал работу Андрея Миронова в картине «Берегись автомобиля». Это и повлияло на решение режиссера пригласить актера на пробы.

Любопытно, что во время обсуждения кастинга в 1968 году один из членов худсовета Мосфильма не одобрил кандидатуру Миронова и назвал его «все еще кривляющимся». К счастью для картины и зрителей, Гайдай учел далеко не все критические мнения, прозвучавшие на худсовете.

И всегда нарядный, нервный, изящный Геша получился у Миронова невероятно живым и смешным. Зрителей завораживала его фантастическая пластика — Миронов не только великолепно танцевал, он и двигался, словно в танце.

Он притягивал взгляды — особенно на контрасте с партнером, брутальным и грубым Леликом-Папановым. Хотелось узнать его предысторию: мальчик-мажор, попавший в дурную компанию? Простой парнишка, стремящийся к «красивой жизни», как он ее понимает, и подражающий в манерах и одежде западным киноактерам?

И действительно, Андрей Александрович отнесся к своему персонажу не с жестокой иронией, а с пониманием и теплотой. И впоследствии объяснял: по его мнению, Геша вовсе не негодяй, он именно по юношеской наивности связался с криминалом. Миронов привнес в картину множество находок: трюков и смешных реплик. Анатолий Папанов даже назвал его соавтором фильма!

Образы, подобные Геше Козодоеву, просто не могут рождаться, если между актером и режиссером нет взаимопонимания, а на съемочной площадке царит конфликтная атмосфера. Значит, Гайдай прекрасно сработался с Мироновым. А Анатолий Папанов позже

Почему же эта роль осталась единственной работой Миронова у Гайдая?

После выхода картины

Фильм чрезвычайно полюбился публике, его просмотрело рекордное количество зрителей — почти 77 млн. Успех вдохновил Гайдая на дальнейшую работу — он запланировал снять «12 стульев». Известно, что Миронов рассматривался — среди множества других кандидатов — на роль Остапа Бендера, но в 1970-1971 актер был плотно занят в Театре сатиры.

Гайдая не оставляло желание снять такого блестящего актера повторно, и в 1972 пригласил его в новую картину, «Иван Васильевич меняет профессию».

Но начались непредвиденные сложности. Гайдай писал сценарий, рассчитывая на двух конкретных исполнителей ролей: Бунша, он же Иван Грозный — Юрий Никулин, Жорж Милославский — Андрей Миронов.

Но после прочтения сценария Никулин категорически отказался сниматься! Версий у его отказа две:

  • Первая: артист не сумел договориться о съемках с Союз госцирком.
  • Вторая: Никулин посчитал, что фильм не пройдет цензуру.

Гайдаю пришлось смотреть других актеров на сложную «двойную» роль. Включая превосходных Этуша, Вицина, Евстигнеева — всего 8 человек. Но удовлетворила режиссера единственная кандидатура: Юрий Яковлев, сумевший прямо на пробах продемонстрировать оба образа: и Буншу, и гневливого государя.

Но утверждение Яковлева на роль повлекло следующую сложность: он и Миронов не могли «сыграться», комический дуэт не получался. Такое случается — пара актеров не способна сработаться… И Миронов тоже покинул картину.

Как, вероятно, посчитал Гайдай — ради другого проекта, «Приключения итальянцев в России». Возможно, режиссер не воспринял всерьез проблему Миронова с Яковлевым и считал, что Андрей Александрович, что называется, «может, но не хочет и не старается».

Сам Гайдай относился к работе чрезвычайно ответственно и от других требовал аналогичного подхода. Вероятно, он не понял, что Миронов действительно не может работать с неподходящим партнером, а не просто бросил картину.

Позже Миронов еще и признается в одной из бесед с публицистом А. Гаврюшиной, что ему очень горько было осознавать, что множество зрителей считает «Бриллиантовую руку» его высшим достижением в кино.

Ему было «трудно смириться» с этой мыслью — что для широкой аудитории комическая роль изящного балбеса Геши является вершиной его актерского мастерства. Сам он считал прочие роли и более сложными, и более интересными… Но публика легче воспринимает и больше любит легкое и забавное.

Возможно, Гайдай узнал об этом мнении Миронова. И еще больше обиделся на актера. Но больше Леонид Иович не приглашал его в свои картины. Никогда.

Оцените статью
Почему Гайдай зарекся снимать Миронова после «Бриллиантовой руки»? Почему он снял его только в одном фильме
4 безумные теории о том, что скрывают герои «Москвы слезам не верит»