Сценарий к этому знаменитому фильму написал советский писатель Борис Бедный. В основу сценария он положил свою одноименную повесть, написанную в 1961 году. Правда, ему пришлось сократить сюжет, так как многие события повести не вписывались в формат кинокомедии.
Известно, что Борис Васильевич Бедный в послевоенные годы работал в леспромхозе и в своей повести описал реальную историю, свидетелем которой он сам стал. Причем главных героев повести он практически списал с реальных прототипов. И даже спор бригадира со своим коллегой на меховую шапку, что он сможет покорить сердце новенькой поварихи, тоже имел место быть в действительности.
Правда, в жизни история того романа закончилась совсем по-другому. Молоденькая повариха вначале откликнулась на ухаживания авторитетного бригадира, но когда узнала о споре, то навсегда вычеркнула его из своего сердца. А тот влюбился не на шутку.
И когда не смог восстановить отношения, то рассчитался и навсегда уехал из леспромхоза. Хотя был заслуженным передовиком и гордостью предприятия.
В повести автор сделал другой финал этой любовной истории, а в фильме написал уже третий счастливый вариант, который больше подходил к комедийному характеру картины.
Снимать фильм доверили молодому кинорежиссёру Юрию Чулюкину, который к тому времени уже прославился другой производственной кинокомедией — «Неподдающиеся».
Уже много писали о том, как на роль 18-летней выпускницы кулинарного училища попала 31-летняя популярная киноактриса. На самом деле на эту роль пробовались многие молодые актрисы, в том числе и те, у которых были влиятельные покровители. Но в итоге была утверждена именно Румянцева, первоначально не входившая в число предпочтительных претенденток худсовета.
*
Хотя через много лет режиссёр признался, что именно её он видел в главной роли с того самого момента, когда впервые прочитал сценарий. В целом образ поварихи Тоси перекликался с кинообразом Нади Берестовой, которую актриса блистательно сыграла в фильме «Неподдающиеся».
После утверждения Румянцевой пришлось искать нового исполнителя на роль Ильи Ковригина. Дело в том, что на главную роль уже был выбран актёр Владимир Трещалов. Но совместные пробы с Румянцевой показали, что он не смотрится в этой паре.
А вот Рыбников на фотопробах с Румянцевой понравился всем! Хотя до этого тоже не входил в число первых претендентов на главную роль. И, кстати, тоже из-за возраста, как и Румянцева. Были слухи, что на кандидатуре Рыбникова настаивал и высокопоставленный чиновник из отдела культуры ЦК.
Что интересно, отношения Рыбникова и Румянцевой испортились ещё на кинопробах. И не наладились до завершения работы над фильмом. Поэтому многие зрители заметили, что настоящей любви, которая должна была быть у главных героев, в глазах у обоих актёров не было и в помине.
Но позже режиссёр признался, что снимали они всё-таки не любовную мелодраму, а кинокомедию. Поэтому он спокойно отнёсся к сложившейся ситуации.
Кстати, кто читал повесть, тот наверняка заметил, что в фильме изменена фамилия главного героя. В литературном источнике его зовут Илья Коровин. Новую фамилию главного героя (Ковригин) придумал режиссёр, а сценарист согласился с тем, что для фильма она подходит больше.
Как рассказывали члены съёмочной группы, Рыбников вне съёмочной площадки вообще не общался с Румянцевой. Он её демонстративно не замечал и не здоровался. Впрочем, Надежда в ответ вела себя точно также. Возможно, поэтому кадры с ссорами главных героев получились значительно естественнее и реалистичнее, чем их немногочисленные романтические сцены.
Кстати, примерно такие же сложные отношения были у Рыбникова и с актрисой Светланой Дружининой. Первоначально режиссёр обещал актёру, что на роль телефонистки Анфисы он возьмёт его жену Аллу Ларионову.
Но на худсовете решили, что Ларионова слишком «городская и интеллигентная» для такой роли, и её не утвердили. Рыбников узнал об этом перед началом съёмок и был сильно раздражён, так как уже пообещал эту роль жене.
Поэтому утверждённую вместо его жены актрису Дружинину он тоже откровенно недолюбливал. И режиссёру даже пришлось удалить из фильма несколько отснятых совместных любовных сцен Ковригина и Анфисы, так как они получились натянутыми и совсем не искренними.
В роли Ксан Ксаныча вначале снимался актёр Евгений Тетерин. Но после первых отснятых материалов и режиссёру, и членам художественного совета стало ясно, что актёр слишком хорош и благороден для бухгалтера таёжного лесоповала.
И он не мог вызвать пренебрежительную иронию у Анфисы и Тоси. Первая по сценарию брезгливо его называла «козлом», а Тося: «какой-то облезлый». Поэтому Евгения Тетерина заменили на Виктора Байкова, который до этого тоже успешно прошёл кинопробы.
Позже режиссёр с сожалением рассказывал, что из фильма пришлось вырезать эпизод с Тамарой Носовой.
Первоначально он вообще планировал её на одну из главных ролей. Она должна была сыграть Надю Ерохину, невесту Ксан Ксаныча.
Но против Носовой сразу же выступил председатель художественного совета Владимир Николаевич Сурин. У них в то время был конфликт, и он решил наказать строптивую актрису. Поговаривали за то, что за пару лет до этого она дала предварительное согласие сниматься в картине на «Мосфильме», а потом уехала на съёмки другого фильма в Ялту, никого об этом не предупредив.
О том конфликте ходили разные слухи. Всем было известно, что Тамара Носова имела непростой характер и могла поссориться с кем угодно. Даже с директором самой большой киностудии страны.
На свой страх и риск Чулюкин взял Носову в один из ярких эпизодов. Благо, что для этого ему не нужно было актрису согласовывать с худсоветом. Но позже Сурин настоял на том, чтобы и этот эпизод с Носовой был удалён.
Съёмки фильма сопровождались забавными историями. Почти все натурные съёмки проводились в Пермской области зимой на сильном морозе.
Но позже выяснилось, что часть сцен надо переснимать. И это пришлось делать уже летом в Ялте, где снег в кадре выкладывали ватой. Актёры играли в теплых ватниках и фуфайках в то время, когда другие члены съёмочной группы изнывали от жары.
Все эпизоды внутри помещений (общежитие, столовая, клуб и т.д.) снимали в павильоне Мосфильма. И даже некоторые уличные сцены в посёлке лесорубов тоже сняли на Мосфильме, также в искусственных декорациях внутри павильона. В то время на московской киностудии уже были и такие возможности.
В целом кинокомедия «Девчата» превзошла успех предыдущей работы Чулюкина «Неподдающиеся» и все ожидали от режиссёра творческого взлёта, как это случилось у Гайдая или Рязанова. Ему давали много снимать, но все последующие фильмы режиссёра особого успеха уже не имели. Позже Юрий Степанович Чулюкин сосредоточился на сценарной работе и преподавательской деятельности.
Его смерть до сих пор окутана тайной. Он упал в шахту гостиничного лифта, находясь в столице Мозамбика, городе Мапуту. Он там был в командировке во время проведения Недели советского кино.
По официальной версии, это был несчастный случай. Известно точно, что в крови у 57-летнего советского режиссёра алкоголя не было.
Есть версия, что это было бытовое убийство после конфликта с местными жителями, но по политическим мотивам его решили замять.