Почему Ильф и Петров спрятали сокровища в стуле из гарнитура немецкого мастера Гамбса?

Любители романа «12 стульев», возможно, заметили это обстоятельство, которое в обоих фильмах (Гайдая и Захарова), к сожалению, было пропущено. А ведь в романе авторы акцентируют внимание читателей на том, что драгоценности были спрятаны в стуле из гарнитура Гамбса. И, скорее всего, это было не случайно. Вспомним диалог Воробьянинова с умирающей Клавдией Ивановной Петуховой:

– Помните вы наш гостиный гарнитур?

– Какой? – спросил Ипполит Матвеевич с предупредительностью, возможной лишь к очень больным людям.

– Тот… Обитый английским ситцем…

– Ах, это в моем доме?

– Да, в Старгороде…

– Помню, отлично помню… Диван, дюжина стульев и круглый столик о шести ножках. Мебель была превосходная, гамбсовская…

Ныне мало кто знает, что означает прилагательное «гамбсовская». И почему именно это обстоятельство сразу заставило Воробьянинова поверить словам тёщи на счёт скрытых сокровищ.

Но чтобы это объяснить, надо перенестись на несколько столетий назад.

«Гамбсовская мебель», это мебель, изготовленная в мастерской немецкого мастера Генриха Гамбса. В восемнадцатом и девятнадцатом веках мебель, изготовленную в его мастерской, могли позволить себе только очень богатые люди.

Мебельные гарнитуры из этой мастерской стоили целые состояния! Один такой гостиный гарнитур, сделанный на заказ, мог стоить как большое имение с тысячей крестьян. Об этом, например, упоминает известный писатель и историк Владимир Гиляровский.

Для изготовления такой мебели использовали экзотические сорта деревьев со всего мира, а тайна изготовления мебельного лака, который было сложно поцарапать и который не терял блеск сотни лет, говорят, что не раскрыта до сих пор.

Конечно же, такая престижная мебель стояла в царских покоях, в Эрмитаже, в Павловском и Гатчинском дворцах, в Михайловском замке и в других знаменитых местах. Многие предметы мебели сохранились до наших дней, и их можно увидеть там же в качестве музейных экспонатов.

Но главным достоинством гамбсовская мебели были всё-таки не качество и роскошь, а то, что в предметах этой мебели мастера изготавливали потайные места. Это секретные ящички и секции, которые, не зная секрета, найти и открыть было невозможно. Именно поэтому, когда Ипполит Матвеевич понял, в какой именно мебели были спрятаны драгоценности, он сразу поверил, что тёща его не обманывает.

Причем делая по заказу будущего владельца такие потайные секции, мастера Гамбса никогда не повторялись. И каждый раз они придумывали новый уникальный секрет, который раскрывали только заказчику.

Во времена, когда традиционные сейфы ещё не были изобретены, наличие таких потайных ящиков очень ценилось! Это было надежным местом в доме для хранения драгоценностей, денег или секретных документов.

Эти тайники располагались не только в канцелярских бюро и шкафах. Их делали в комодах, тумбочках и даже в туалетных столиках. Чтобы открыть тайник, нужно было знать специальный алгоритм последовательный действий по открытию и закрытию других ящичков и дверок. То есть мебель была буквально нашпигована скрытой механикой, о которой несведущие люди не догадывались.

Недавно в одном из немецких музеев произошёл забавный случай, когда при реставрации туалетного столика XVIII века немецкого мастера Давида Рёнтгена (учителя Генриха Гамбса) был обнаружен секретный ящик, в котором хранилась любовная переписка одной важной дамы. Выяснилось, что эти письма пролежали нетронутыми почти двести лет, хотя за эти годы столик поменял множество владельцев в разных странах.

Возможно, что именно поэтому Ипполит Воробьянинов сразу же поверил словам тёщи, потому что знал, что в мебели от Гамбса можно было спрятать всё, что угодно.

Оцените статью
Почему Ильф и Петров спрятали сокровища в стуле из гарнитура немецкого мастера Гамбса?
Татьяна Лаврова. Ее выбор — медленное угасание