Почему Калугина — одна из лучших героинь советского кино. И дело не только в чудесном преображении

Те, кто со мной давно, уже заметили, что при обсуждении какого-нибудь персонажа я частенько позволяю себе критику. Порой персонаж практически без изъянов, но я все равно нахожу, к чему бы придраться. Это, скорее, не от того, что я ненавижу кино в целом и его персонажей в частности, а от желания видеть гармонию, идеал, хотя такого и не бывает.

Так вот, выходит, что чаще я говорю о недостатках наших героев. Потому что о достоинствах говорить скучно.

Но есть такие герои, в которых даже придирчивая я не могу найти недостатков.

И конечно, одна из таких героинь — это Людмила Прокофьевна Калугина из кинофильма «Служебный роман». Я действительно считаю ее человеком без изъянов. И дело не в том, что она, преобразившись, стала красавицей. Внешность тут не причем, ведь мы говорим именно о человеческих качествах, а они не подвержены никаким пластическим операциям.

Посудите сами. Кто может сказать наибольшее количество гадостей о начальстве? Конечно же, подчиненные. Но все, на что они способны — это обзывать ее «мымрой». То есть, отталкиваться от внешности. А как к человеку к Людмиле Прокофьевне нет претензий. Кроме Новосельцева, который назвал ее «сухарем» — и то лишь потому, что она не поддалась на его попытки глупо подкатить с коктейлем и сбором грибов под Пастернака.

Кто же такая Людмила Прокофьевна, что она за человек?

Деловые качества у Калугиной отменные.

Для начала — она прекрасный специалист, компетентный в своем деле. Министр абы кого хвалить не станет. А то и снимет с должности, если человек не справляется.

В то же время она в меру требовательна и умеет спросить с нерадивого сотрудника, а также осадить и поставить на место забывшуюся активистку. И строго, но не грубо напомнить секретарше о том, что на работе надо работать.

Человеческие качества Людмилы Прокофьевны тоже на высоте.

Она скромна. Придя в гости к Самохвалову, Калугина старается не привлекать к себе внимание, она скромно усаживается в уголке, в дальней комнате, и просит своего зама не беспокоиться о ней. Никаких понтов, никакого начальственного поведения. Ей как будто даже неловко, что вокруг нее суетятся.

Она благородна. Любой начальник после выходки, устроенной Новосельцевым у Самохвалова, вне всяких сомнений уволил бы Анатолия Ефремовича с волчьим билетом. Еще бы — на глазах у подчиненных так «проехаться» по начальнице… Людмила Прокофьевна же никого не выгнала, напротив, она постаралась понять причины такого поведения, и даже изучила личное дело Новосельцева, чтобы выяснить о человеке больше информации.

Она умеет держать лицо. Людмила Прокофьевна не выносит на публику личные проблемы и не срывает зло на подчиненных. Если бы не выходка Новосельцева, никто бы так никогда и не узнал, как ей тяжело быть одной, как она страдает от одиночества и как мечтает о близком человеке.

Она чутка. Помните ситуацию с Рыжовой и письмами? Калугина не раздумывая вступилась за Рыжову и не побоялась при этом создать конфликтную ситуацию с замом. Кто ей Оленька? Никто, даже не подружка. Она просто чисто по-человечески поддержала женщину, которую травит весь коллектив и которой необходима помощь. Даже если женщина эта неправа. Более того, она публично продемонстрировала свою поддержку, чтобы весь коллектив увидел это и отстал уже от несчастной женщины.

Она лишена самомнения. Даже став красавицей, Людмила Прокофьевна очень трогательно переживает, понравится ли она и ее наряд кавалеру, Новосельцеву.

Она добра. Представляете, что такое два сорванца школьно-дошкольного возраста? Да еще такие дикие, как у Новосельцева. Которые и кошку в трубу, и дверь зеленой краской… Людмила Прокофьевна не раздумывая приняла их, еще ни разу даже не увидев очно. Просто это дети любимого мужчины, и перед ней не стояло вопроса, помеха эти дети или нет. Обуза они, или счастье.

Она не заносчива, и если чего-то не знает, способна себе в этом признаться и сделать все, чтобы научиться новому. Не обладая познаниями в современной моде, Людмила Прокофьевна находит единственно верного человека, который может вооружить ее этими сведениями — Верочку. И смиренно учится у нее.

Она умеет признавать ошибки и извиняться, если была неправа. Как она извинилась перед Новосельцевым за цветы, думая, что зря его обвиняла.

При всем при этом Людмила Прокофьевна обладает вкусом, она не чужда искусству, разбирается в живописи и тонко ее чувствует. На стене в ее квартире висят не «Богатыри» и не мишки с картины «Утро в сосновом лесу», а репродукция Модильяни. Да и Пастернака она читала, причем не по диагонали.

Здесь я просто вынуждена остановиться, потому что могу продолжать этот список бесконечно, но статья не может растягиваться сверх меры.

А вот вы в комментариях, пожалуйста, делайте это сколько угодно много, буду только рада :)

Источник

Оцените статью
Почему Калугина — одна из лучших героинь советского кино. И дело не только в чудесном преображении
Аки паки, вельми понеже… История советского Ванштейна