Считается хорошим тоном ругать Владимира Конкина в сериале «Место встречи изменить нельзя» (1979). Мол, приглаженный комсомолец, даже на вид – сопля. Какой он фронтовой разведчик? Почему-то его же Павку Корчагина (вообще фанатичный тип) особо не бранят, а здесь…
Конечно, сам Владимир Высоцкий хоте видеть в этой роли своего друга Ивана Бортника. Не сомневаюсь, что этот тандем получился бы интересным. Однако мы бы увидели соперничество двух «жегловых» — Бортник не менее жёсток, чем Высоцкий.
Два «пацана» — перебор. Должен быть контраст, причём сильный. И дело не только в словах и поступках, но и внешне-формальное различие. Конкин отлично контрастирует с Жегловым и это внешнее несходство считывается гораздо сильнее, чем разность характеров и менталитетов.
Кроме того, киношный Володя Шарапов воплотил один из ключевых образов, связанных с литературно-художественным осмыслением Великой Отечественной войны. Интеллигентный столичный мальчик и при этом – герой.
В комической форме это уже было показано в мелодраме «Женя, Женечка и ‘катюша’» (1967), где Женя Колышкин фантазирует об аристократических дуэлях и видит себя мушкетёром короля. Тогда возникла потребность в интеллектуальном воине, который сочетал бы в себе храбрость, честь, ум и хорошие манеры. Те самые «ручонки», на которые обратила внимание женщина из шайки Горбатого. Шарапов играет на фортепиано – от классики до блатного «шансона», подтянут, умеет произвести впечатление своим внешним видом.
Помните, как официантка в ресторане фыркнула, когда хорошо одетый, респектабельный мужчина заказал только чашечку кофе? Да и кофе он красиво пьёт – сразу видно, что его дома научили изящно держать крохотную чашечку. Шарапов – наивен, ибо кристально честен. Он реально не понимает, как можно сунуть кошелёк вору, чтобы взять того с поличным.
Глеб – харизма и блеск, но для него цель оправдывает средства. Жеглов ненавидел того же Груздева …классовой ненавистью, и хотел, чтобы тот оказался преступником.
Тогда как Володя с Груздевым – на одной волне. Пишут, что Высоцкий не выносил Конкина (даже не потому что его навязало начальство вместо Бортника, а просто не нравился, раздражал), однако, этот холод не помешал искусству, но сделал фильм лучше – Жеглов и Шарапов никогда не будут «братьями», они – сотрудники. Сотрудники.
Да, со временем у них сложились дружеские отношения, но их приязнь имеет служебные рамки. Между ними всё равно — невидимый барьер. Поэтому Конкин с его тонкими запястьями тут идеален.