Почему легендарный сериал «Спрут» о комиссаре Каттани советские зрители воспринимали не так, как иностранцы

В 1986 году по первой программе центрального телевидения в СССР состоялась премьера итальянско-французского детективного телесериала «Спрут». Европейские телезрители увидели этот сериал на два года раньше, и он вызвал в западных странах небывалый резонанс. Именно поэтому его решили закупить и для советских зрителей.

Наверное, сегодня это сериал смотрится не так эффектно, но для своих лет он был подобен разорвавшейся бомбе! Например, мне известен реальный случай, когда молодая семья из Москвы отменила свою запланированную поездку к морю, из-за того, что глава семьи не хотел пропускать следующих серий. В свой отпуск они собирались на машине выехать в туристический кемпинг, но не было уверенности, что там будет возможность смотреть телевизор.

Во время демонстрации сериала в городах пустели улицы, и это был первый остросюжетный детектив с множеством жестоких сцен, который с огромным интересом смотрели женщины-домохозяйки. Потому что главный герой этой киносаги комиссар Каттани в исполнении итальянского актёра Микеле Плачидо имел необыкновенную привлекательность.

Похоже, что авторы сериала и сами не ожидали такого успеха. Резонанс во всех европейских странах имел беспрецедентный характер. Во Франции был первый случай, когда под впечатлением от художественного произведения («Спрут» — вымышленная история), в парламенте страны был подготовлен законопроект о предоставлении правоохранительным органам дополнительных полномочий в борьбе с организованной преступностью. Да и в других странах государственные руководители всерьёз задумались о новых угрозах, которые всем ярко продемонстрировал этот сериал.

Дело в том, что в семидесятых годах в Европу хлынул поток наркотиков на волне популярных в те годы различных молодежных движений (хиппи и т.д.). Появились международные преступные синдикаты с огромными оборотами, которые были готовы сметать на своём пути не только отдельных полицейских чинов, но и правительства, как это происходило, например, в Колумбии, где наркоторговцы брали под контроль целые регионы страны.

Но западная пресса замалчивала эти современные угрозы. Например, в некоторых странах на законодательном уровне был запрет на печать подобных материалов, которые приравнивались к пропаганде наркотиков.

Но простые европейские обыватели отлично видели, что происходило на улицах. Особенно в тех городах, где исторически неблагополучные районы выделялись в отдельные анклавы, из которых преступные нити опутывали весь город.

После завершения телесериала напуганные европейские зрители засыпали обращениями правоохранительные органы своих стран с требованиями навести порядок на улицах и искоренить подобные мафии, которые ярко и очень достоверно были показаны в этом фильме.

В итальянском издании «La Repubblica» вышла резонансная статья о тех волнениях, которые были вызваны в обществе после демонстрации сериала, показанного в 77-и странах мира. Если во всем мире общественность была обеспокоена нарастающий преступностью, которую ярко продемонстрировал этот фильм, то советских зрителей беспокоила лишь судьба главного героя сериала.

Оказывается, после завершения показа картины в СССР в итальянское посольство в Москве пришло более пяти тысяч (!) писем от советских граждан со всей страны, с требованием к авторам фильма оставить в живых ставшего любимым киноперсонажем комиссара полиции Каттани, который, по воле создателей сериала, в конце сюжета погибает.

Подобным сравнением автор статьи в «La Repubblica» предлагал своим читателям задуматься о том, что беспокоит итальянских граждан и что беспокоит граждан СССР после просмотра этого сериала? Получается, что людей, живущих в Советском Союзе, пугает не преступность на улицах, а судьба вымышленного киногероя. И он задается вопросом – это ли не показатель благополучия общества, когда в отсутствии реальных проблем граждан волнует лишь судьба каких-то киноперсонажей?

Сегодня, через 35 лет после выхода на экраны этой легендарной киносаги, когда нет уже той советской страны, хочется спросить у самого себя – а вдруг итальянский журналист был прав?

Интересный факт: известный итальянский актёр и режиссёр Микеле Плачидо в 2015 году в своем интервью заявил, что, по его мнению, российский президент Путин является персоной №1 в мире, и что он лично поддерживает его политику. Известно, что Плачидо неоднократно бывал в нашей стране, начиная с 90-х годов. В мае этого года актёр отметил свой 75-летний юбилей.

Источник

Оцените статью
Почему легендарный сериал «Спрут» о комиссаре Каттани советские зрители воспринимали не так, как иностранцы
Ридли Скотт дважды приезжал на «Мосфильм»: как снимали фильм «Через тернии к звездам»