Сколько ни смотрел этот фильм, но каждый раз, когда в доме Огудаловых начинают накрывать стол со множеством бутылок, у меня возникает один и тот же вопрос: «Харита Игнатьевна специально хочет опорочить свою дочь?».
Посудите сами: в городке Бряхимове (в котором, скорее всего, и нескольких тысяч жителей не наберется), две одиноких женщины (вдова и ее девица-дочь) постоянно приглашают в гости мужчин.
В гостях у этих женщин мужчины выпивают, веселятся и вообще ведут себя довольно разнузданно.
Даже женатые мужчины приходят в гости к Огудаловым без жен, например, богатый купец Мокий Кнуров. Это вообще неприлично и противоречит нормам поведения такого крайне консервативного сословия, как русское купечество.
И какая после этого могла быть репутация у этих одиноких женщин в русском захолустье, где все друг друга знают?
Сама идея найти жениха подобным образом в глухой провинции выглядит, по меньшей мере, странной. Бряхимов ведь не более-менее крупный Губернский город типа Самары или Нижнего Новгорода, и уже тем более не Петербург или Москва.
В пьесе Островского «Бесприданница», которая послужила основой для фильма, косвенно упоминается, что Харита Игатьевна держала открытый дом, но то, что в нем устраивали чуть ли не ежедневные многочасовые загулы (как это показано в фильме «Жесткий романс») подробностей нет.
Но как же тогда нужно было знакомится Ларисе? Так же, как и сотням других небогатых дворянок в Российской империи.
Можно подумать, что все браки в то время заключались исключительно по расчету и только с большим приданым. Если бы это было только так, то все дворяне в небогатой провинции давно бы уже вымерли.
Героиня «молодой Ларисы Гузеевой» потрясающе красива. Она вполне могла бы найти себе выгодную партию в лице военного, крупного чиновника, или того же купца, в конце концов.
Подобные знакомства легко (для красивых девушек) заводились на балах в Губернских городах. В которых были точно такие же сезоны, как и в столицах.
Чем тратить деньги на регулярные угощение и алкоголь для всяких проходимцев, Харите Игнатьевне можно было подкопить деньжат и раз в месяц (или чаще) выбираться с дочерью в театр ближайшего Губернского города.
Театры в то время были чем-то вроде клубов для светского общения. На очень красивую девушку (тем более дворянку из приличной семьи) там, без сомнения, очень быстро обратили бы внимание.
На худой конец существовали еще различные гулянья в честь государственных и религиозных праздников, где молодые люди вполне активно знакомились (вспомним «выгул» невест в Летнем саду Петербурга) и т.п.
Даже это намного лучше, чем чуть ли не ежедневно приглашать к себе в дом аферистов и алкоголиков.
В общем, сгустил Эльдар Рязанов краски в своем фильме…
С другой стороны, а как же трагедии еще можно было добиться?