Еще в детстве я не понимала ажиотажа вокруг этой комедии. Почему все так её ждали на Новый год? Что в ней смешного? Взрослые дяди и тёти ведут себя как дети, кривляются и делают очень глупые вещи. Над чем там смеяться?
Смотрела я её как-то всего один раз, и так мне фильм не понравился, что еще раз я решилась его пересмотреть лет так… сорок спустя. Ну, думаю, может, просто фильм для взрослых, поэтому мне он не понравился? Может, не поняла чего, упустила. В детстве все же другое восприятие.
Начала смотреть. И не понравился еще больше. Слишком уж всё как-то наиграно, даже для комедии перебор. Но все же увидела кое-что новое, что в силу возраста в детстве понять не могла. Этот фильм вовсе не про то, как хитрая молодежь обманула старика. Он про смену эпох.
Картина «Карнавальная ночь» была снята в 1956 году, через 3 года после смерти Иосифа Сталина, когда закончилась эпоха диктата, так неудачно продолженная Маленковым, и наступила эпоха Хрущева, ознаменовавшаяся не только кукуруизацей всей страны и новой волной антирелигиозной пропаганды, но и десталинизацией и временным послаблением в культуре, образе жизни и мышления.
Вдруг разрешили то, за что раньше увозил «черный ворон». И Рязанов со свойственной ему иносказательностью талантливо показал это противостояние — с одной стороны это прекрасная энергичная молодежь, с другой — люди еще дореволюционной закваски, боящиеся любого прогресса.
Я обратила внимание на то, что в фильме существует некий возрастной пробел. В нем мы видим совсем юных (по сценарию) людей возрастом 20-23 года и тех, кому под 60 и больше: Огурцов, Никадилов, дирижер оркестра пенсионеров и другие. А вот среднего между ними сегмента — 35-40-летних — нет. Соответственно, молодые это либералы, а возрастные — консерваторы.
Потому что все консерваторы родились еще до революции и должны представлять «бывших», которые приняли революционные идеи, а заодно по счастливой случайности не сгинули в водовороте войн и репрессий. Понятно, что сорокалетним делать в этой картине нечего.
Так что же мне не понравилось в фильме. Фальшь. Например, все юные герои фильма, не имея специального образования, профессионально поют, танцуют и музицируют. Вот прямо так и увидела, как буфетчицы, токари, слесаря, электрики и маляры после работы бегут выдавать коленца и заниматься сольфеджио. Часами. Чтобы добиться такого уровня исполнения.
Им просто больше нечего делать, судя по всему. Но вот такие задачи ставили перед искусством того времени: изобразить прекраснодушных советских граждан, которые и швец, и жнец, и на дуде игрец. Кстати говоря, в фильме-то эти роли исполнили профессиональные танцоры и певцы.
Еще мне не понравилась ненормальная «любовь» Гриши Кольцова к Леночке Крыловой. Это, кстати, была одна из первых ласточек, предвестников новой моды показывать в кино деловых бойких девушек и лохообразных молодых людей.
Лена вообще очень неприятная особа: она издевается над недалёким Кольцовым, унижает его, смеется над ним. А он продолжает тихо млеть от Леночки. Отношения нездоровые, но в фильме нам предлагают над этим посмеяться. Угу. Обхохочешься.
Ну и, конечно, мне очень не понравилось то, как обходились с товарищем Огурцовым. Немолодой человек, наверняка фронтовик, раз он занял пост директора Дома культуры, значит, каким-то образом он это заслужил. И то, как обошелся с ним молодняк, в общем-то, не есть хорошо. Ситуация напоминает мне фильм «Один дома», который я тоже не люблю по этой причине.
Я вообще не люблю, когда кто-то над кем-то издевается и глумится. Дать понять человеку, что он неправ, есть и другие способы, для этого не обязательно унижать его. Но в фильме обратная мораль: те, кто издевался над Огурцовым, те, кто опозорил и подставил Никадилова, преподносятся как положительные персонажи.
Мораль сей басни такова: если твой оппонент заблуждается — не трать время на переговоры и объяснения, просто унизь его, желательно публично.
Между прочим, подобная перевернутая мораль в фильмах принесла свои плоды: у нас выросло несколько поколений людей, не умеющих решать спорные ситуации мирным путем. Только скандал, только орево, только хардкор. Мсти, унижай, распространяй сплетни. Культура переговоров начала зарождаться в нашем обществе только лет 20 назад.
Я знаю, что многим этот фильм нравится — ваше право. Мне — нет, и смотреть его больше я никогда не буду.