Почему на киностудии не разрешили съемку фильма «Старший сын» и как режиссер ловко обошел этот запрет

Драматург Александр Вампилов подарил много великолепных пьес. К сожалению часть из них удостоилась признания уже после его смерти. В середине 60-х из-под пера Вампилова вышла пьеса «Старший сын».

К 1970-му году драматург доработал произведение, после чего издательство «Искусство» выпустило его отдельной полноценной книгой.

В 1974-ом, уже после смерти Вампилова, режиссер Виталий Мельников задумал перенести «Старшего сына» на большой экран. Постановщик планировал снимать на «Ленфильме», но совершенно неожиданно столкнулся с проблемой.

Если театрам позволили пользоваться работами драматурга, то разрешения переносить их на экраны пока не давали. Ведь только несколько лет назад отношение к творчеству Вампилова начало меняться в положительную сторону.

Однако Мельников не сдавался и обратился в Творческое объединение телевизионных фильмов, существовавшее при «Ленфильме». Там идею постановщика одобрили, но попросили не снимать в павильонах киностудии. Ведь одно внезапное появление вышестоящего руководства и проекту может наступить конец.

В Творческом объединении пообещали выделить режиссеру бюджет и всю необходимую технику, но с условием снимать вдали от «Ленфильма».

Постановщик начал собирать актерский состав. Первым делом он поехал в Москву для разговора с Евгением Леоновым, которого видел в образе Сарафанова. Евгений Павлович не был знаком с материалом, но после прочтения пришел в восторг и дал согласие.

Вторым, кого Мельников утвердил без толики сомнений, стал Михаил Боярский, которому требовалось фактически сыграть себя.

С Николаем Караченцовым было куда сложнее. К тому времени за плечами актера не было больших ролей. Режиссер заприметил его, просматривая множество кинопроб к другим картинам. Конечно, он крупно рисковал, доверяя одну из ведущих ролей малоизвестному артисту. Но как показало время — риск оказался более чем оправдан.

Из-за запрета снимать на «Ленфильме», съемочной бригаде пришлось изрядно попотеть. К примеру, декорации квартиры возводили в доме, расположенном в пригороде Ленинграда. Строение было готово к сносу, однако художники и декораторы сумели визуально превратить его в жилое помещение.

Картину «Старший сын» снимали для показа по телевидению. Однако и тут режиссер пошел на хитрость, проведя премьеру в столичном Доме кино. Причем в момент, когда проходил съезд Сибирского Союза писателей.

Зрители, в числе которых присутствовали коллеги Вампилова, были восхищены фильмом. После такой реакции руководителям «Ленфильма» ничего не оставалось, кроме как принять ленту.

Оцените статью
Почему на киностудии не разрешили съемку фильма «Старший сын» и как режиссер ловко обошел этот запрет
10 снимков о старых добрых временах, способных растрогать