Сперва, как обычно, информация для тех, кто забежал поругаться на тему «Опять разбираем всё те же фильмы!» Вместо того, чтобы мешать тем, кто любит в 1001 раз обсудить любимых персонажей, идите-ка …нет не туда. А вот сюда, например. Или – сюда. Что там? Как раз редко вспоминаемые советские фильмы 1970-х годов.
…Этот вопрос: «Почему не выгонят Верочку?», а иногда и ответ на него я читала и в комментариях, и в развёрнутых исследованиях блогеров. В основном же вопрос оказывался риторическим и повисал в воздухе.
Мол, секретарша и ленива – я имею в виду её прямые обязанности, так-то она гиперактивна; и опаздывает, и курит за столом, и занимается примеркой сапог в рабочее время, да ещё и при начальнице, и даже поставила сапог на документы.
Посмотрите выше – весьма красноречивый кадр. А ещё она сплетница и склочница, подловатая особа и в целом ужасна. Её бы турнуть и взять какую-нибудь приличную тётеньку, необязательно даже красивую. Можно такую же острохарактерную, как Верусик.
В те времена секретари бывали всякими — даже непривлекательными. Так почему эту дамочку не выкинут «по собственному желанию»? (Я в курсе тогдашней невозможности выгнать по закону). Но выдавить могли. Пусть вяжет в каком-нибудь другом учреждении, сплетничает и свысока общается с дамой-боссом.
А Верочка реально поучает Калугину, как гувернантка – незадачливую барышню. Так вот, дело не в том, что «у секретарши – свои люди везде и всюду», как написал кто-то из авторов Дзена.
Просто Верочка …устраивает Людмилу Прокофьевну, да и весь коллектив. Скажу больше, она играет классическую роль шута при короле (при королеве). Вера — типичный трикстер.
Шутов и поколачивали, но к их словесам прислушивались. Шут мог оскорбить герцога при короле и высмеять платье фаворитки, но король его не трогал. И другим не позволял. Шут говорил в лицо то, что не смели вымолвить министры. Верочка из той же породы.
Она даже носит шутовской наряд, выглядящий, как острая мода. Посмотрите на её блузон — вышивка более, чем забавная — какие-то насекомые. В Средние века и эпоху Ренессанса шутов часто обряжали по последней моде, но с какими-нибудь причудами — например, буфы были чрезмерны или чулки невыносимо ярки.
Да! Если посмотреть внимательно, героиня Лии Ахеджаковой выполняет свои невеликие функции быстро и точно. Кого надо – пускает к начальству, кого не надо – тормозит, как она попыталась это сделать с Самохваловым, думая, что это – «кто-то из посетителей».
В те часы, когда она попросту не нужна по служебным вопросам, она да, вяжет и болтает. Кстати, именно такие люди, как Вера, при всей их очевидной противности, часто бывают этакой изюминкой коллектива. Без них становится …тускло.
Равно, как и без шумной, вроде как всех раздражающей Шуры, которую в кои-то веки услали в бухгалтерию. Производственно-рабочие процессы очень сложны, и в них далеко не всё подчиняется плановому ритму, даже, если перед нами – плановая экономика и статистическое управление, связанное с теми планами.
Что же касается всего учреждения, то, судя по всему, реально трудится там примерно треть народа. Ну, хорошо, больше — 50%. В те годы постоянно писалось о раздутых штатах, с которыми ничего нельзя было сделать. Право на труд = обязанность всех пристроить.
Но если весь этот дивный курятник цветник можно резко уполовинить, то как раз гaденькую Веру и громкую Шуру надо оставить – такие персонажи, сами того не желая, скрепляют коллектив. Иногда – в общей неприязни к себе.
К тому же, Верочка всё и обо всех помнит. Отмечает. Фиксирует. Давно. С одной стороны, секретарша — кладезь любой информации, в том числе, приватной, а с другой — …чересчур много знает. Как такую выгонишь?
Кстати, когда Калугина уйдёт в декрет, а это случится весьма скоро, если учесть, что у Новосельцевых через 9 месяцев «было уже три мальчика», …так вот будущий временный (полагаю) начальник, то есть исполняющий обязанности тоже никуда не денет Веру. Она – удобна.