В конце 30-х годов режиссер Сергей Герасимов собирался поставить фильм, сюжет которого будет строиться на одноименном романе Михаила Шолохова «Тихий Дон». В то время была напряженная политическая обстановка.
В большинстве своем требовались агитационные картины, а тут неоднозначный роман, в котором присутствуют элементы недоверия к власти.
В печатном варианте произведение не тронули, а вот переносить на экран запретили. Стоит добавить, что в 1930-ом уже выходила немая экранизация, которая спустя 3 года получила озвучку, но была признана провальной.
И вообще, многие склонялись к мнению, что настолько масштабное произведение невозможно в полной мере перенести в формате полнометражного фильма.
Герасимов вернулся к проекту лишь в середине 50-х. Он лично написал сценарий, причем под трехсерийный фильм. В те времена подобные ленты практически не показывали в кинотеатрах, а телевидение только находилось на этапе развития.
В ленте было предусмотрено более 50-ти персонажей, поэтому подбор актеров получился долгим и сложным. За право воплотить на экране Аксинью и вовсе развязалась нешуточная борьба.
Элина Быстрицкая, недавно закончившая работу над лентой «Неоконченная повесть», представляла картину на кинофестивале, но узнав о пробах срочно вернулась в столицу, в надежде уговорить Герасимова предоставить ей шанс.
Тогда казалось, что Аксинья отойдет Нонне Мордюковой. Во-первых, она обучалась у постановщика, а во вторых была казачкой и смогла бы вложить в героиню свой уникальный опыт.
Она искренне хотела сыграть роль, однако Герасимов не дал ей и шанса показать себя. А причина этого кроется в истории, развернувшейся больше 10-ти лет назад.
Оказывается режиссер был влюблен в актрису, но она не отвечала взаимной симпатией, отдав предпочтение Вячеславу Тихонову. Конечно, Герасимов не оставил попыток добиться ее расположение, а однажды и вовсе осмелился на отчаянный шаг.
Он отправился в станицу к матери возлюбленной и там попросил руки ее дочери. Но и тут его ожидал провал. По всей видимости мама не хотела лезть в дела дочери, да и 19-летняя разница в возрасте явно сыграла не последнюю роль.
Однако нельзя однозначно сказать, что Герасимов отказал Мордюковой именно по этой причине. Быстрицкая хоть и не была казачкой, но смотрелась в образе гораздо аутентичней.
Аналогичного мнения придерживался и автор оригинального произведения Михаил ПочШолохов. Сейчас остается только гадать, какой получилась бы Аксинья в исполнении Мордюковой.