В этом же 1975 году Леонид Гайдай захотел перенести на экран классическое произведение «Ревизор». При этом должен был получиться комедийный фильм, а не фильм-спектакль.
В 1976 году уже был готов сценарий, а Гайдай начал искать актеров на главные роли.
Стоит заметить, что в это время в театрах шли две очень яркие постановки «Ревизора» — у Плучека в Московском академическом театре сатиры и у Товстоногова в Ленинградском академическом.
У Плучека главные роли исполняли Анатолий Папанов (городничего) и Андрей Миронов (Хлестакова).
У Товстоногова — Кирилл Лавров играл Городничего, а Олег Басилашвили — Хлестакова.
Леонид Гайдай изначально видел Анатолия Папанова (с которым уже работал) в роли городничего. Но вот Андрей Миронов, по его мнению, совершенно не подходил на роль в силу возраста.
Да и вообще — если уж снимать фильм, то никаких пересечений с известным телеспектаклем не должно быть.
У Гоголя в пьесе Хлестаков описан как «молодой человек 23 лет, тоненький, худенький». И Леонид Гайдай понимал, что это просто идеальная роль для Олега Даля. И пусть Даль был ровесником Миронова, но он выглядел значительно моложе. И опять же — его Барыгин-Амурский очень сильно напоминал Хлестакова.
В итоге Леонид Гайдай предложил Олегу Далю сыграть главную роль в новом комедийном фильме.
А Олег Даль отказался…
Причина отказа была довольно странная. Эту причину Даль записал в своем дневнике. «Ревизор. Хлестаков. Пугает Гайдай». И дальше — «Отказался от мечты сыграть Хлестакова, так как Гайдай. Не по пути. Соображения принципиального характера».
Можно предположить, что свою мечту — сыграть Хлестакова, Олег Даль хотел с каким-нибудь другим режиссером, так как полагал, что Леонид Гайдай просто «не потянет» такое произведение.
И вот здесь интересно выглядит принципиальность актера. Пожертвовать мечтой (вряд ли бы в скором времени кто-то из режиссером снова стал снимать «Ревизора»), но во благо чего? Неужели он не верил, что Леонид Гайдай достойно сделает экранизацию?
Можно только догадываться, на сколько принципиальным был человеком Олег Даль, но уже в 1977 году он снимется в легком музыкальном фильме «Эти невероятные музыканты, или Новые сновидения Шурика», где вместе с другими «гайдаевскими» актерами просто будет открывать рот под фонограмму.
И если другие актеры, которые зачастую ассоциируются с комедиями, еще как-то воспринимаются в «контексте» исполняемых песен, то Олег Даль — с грустными глазами как-то не очень хорошо вписывался в концепцию «безудержного веселья».
А Хлестакова в итоге сыграет малоизвестный на то время актер Сергей Мигицко. Это будет его звездный час в кино.
Можно только предполагать, каким бы был фильм «Инкогнито из Петербурга», если бы в нем сыграл Олег Даль.
Я думаю, фильм в любом случае был бы ничуть не хуже.