А далее различные факты, которые связаны с созданием кинокомедии «Невероятные приключения итальянцев в России». Возможно, что-то вы уже знали, но что-то наверняка будет новым.
1. Чтобы вернуть «Мосфильму» деньги, которые фирма «Дино Де Лаурентис» задолжала за съемки «Ватерлоо» Сергеем Бондарчуком, и был придуман проект совместного советско-итальянского фильма.
2. Работа над фильмом была предложена Эльдару Рязанову, который согласился, посчитав, что работа с итальянцами не будет лишней в плане получения дополнительного опыта. Позже он проклинал себя за это решение.
3. Трудности начались еще с этапа сценария. То, что было предложено Рязановым и Брагинским, тут же было отвергнуто итальянскими сценаристами. Рязанов хотел, чтобы получился фильм, похожий на «Полицейске и воры» или на «Берегись автомобиля», итальянцы хотели снять фильм, который бы полностью состоял из погонь, трюков и прочих «аттракционов».
4. В первоначальных задумках Эльдара Рязанова в фильме «Спагетти по-русски» могли бы сняться Иннокентий Смоктуновский и Альберто Сорди. Но если привлечь для съемок фильма самых известных советских актеров было бы вполне реально, то во главе итальянского кино стоял принцип «зрелищность и дешевизна создания». Ни о каком Сорди и думать не было смысла. Рязанов тогда и подумать не мог, кого ему предложит итальянская сторона в качестве основных актеров.
5. В литературе приводится описание первой встречи Эльдара Рязанова и итальянского продюсера Дино Де Лаурентиса. Если говорить кратко, то продюсер чувствовал себя царем, которого отвлекают от важных дел какие-то «туристы из СССР». Рязанов не испугался хамского поведения итальянца и пригрозил, что если тот не сменит тон, то советская делегация тут же уедет обратно, а работа над проектом будет прекращена.
6. Когда Дино прочитал сценарий, то он сказал Рязанову, что из всего написанного ему нравится только лев. Всё остальное нужно переписывать. Итальянцам требовался трюковой фильм, на котором можно было бы заработать денег. Но такие фильмы не были стезёй Рязанова. Только факт того, что для страны нужно вернуть деньги, останавливал режиссера от прекращения работы с итальянцами.
7. Когда Рязанов с Брагинским полностью переписали изначальный сценарий, они показали его итальянским сценаристам. Те признали, что теперь получилось так, как надо. После этого сценарий снова был показан Дино Де Лаурентису. Продюсер отметил, что стало лучше, но фильму не хватает сцены, где бы герои кидали друг в друга торты. Также в фильме должна была присутствовать сцена в ГУМе.
8. Новый сценарий стал называться «Итальянцы в России». Несколько раз его согласовывали с итальянской стороной. В итоге фильм действительно перешел в разряд «трюковых». Это и печалило Рязанова, который понимал, что трюк, который на экране длится несколько секунд, иной раз нужно готовить несколько месяцев. «Мне жалко того режиссера, который это будет снимать» — говорил он, но понимал, что снимать придется ему.
9. Когда пришло время выбора актеров, то итальянцы, не сильно надеясь, что фильм получится удачным, предоставили актеров самого низкого уровня. Но зато дешевых. Рязанов, конечно, предлагал кандидатуры Сорди, Тоньяцци, Манфреди, Гассмана, но все они были отвергнуты, так как этим актерам пришлось бы платить приличную сумму денег.
10. Большим удивлением для Рязанова стало то, что если в СССР режиссер отбирает актеров, которые максимально будут соответствовать роли, то в Италии этим занимался продюсер. Естественно, для продюсера самое главное это потенциальные доходы от проката фильма. По этой причине актеры, в первую очередь, оценивались по известности. Если фильм планировался в мировой прокат, то тогда в него привлекали каких-нибудь звезд. Если от фильма ничего особого не ждали, когда снимали кино «на один раз», то приглашали самых дешевых актеров, чтобы снизить затраты на съемки.
11. Если с советской стороны уже были выбраны самые известные актеры — Андрей Миронов, Евгений Евстигнеев, Ольга Аросева, то итальянцы не показывали своих актеров до самого первого дня съемок. Когда Рязанов их увидел, то удивился — они были ему совершенно неизвестны, хотя он много смотрел итальянских фильмов. Но спорить уже было некогда. На дворе было 13 мая. Нельзя было терять ни одного дня.
12. Вместе с актерами из Италии прибыли ящики с костюмами, которые должна была предоставить итальянская сторона. Когда Рязанов увидел, что положили в ящики, он испытал самый настоящий шок. В своей книге он называл это «рваниной, многократно бывшей в употреблении». Он тут же послал гневную телеграмму итальянцам. Как потом оказалось, эту телеграмму «начальство» решило не отправлять, дабы не испортить отношения с итальянцами.
13. Во время съемок оказалось, что итальянские актеры по своему профессионализму сильно не дотягивают до советских. Если Андрей Миронов легко выполнял все требования режиссера, то итальянцы маялись — они не могли попасть в темп фильма. Рязанов в некотором смысле даже гордился, что советские актеры могут то, что не могут западные, хотя на Западе считалось, что советские фильмы слишком медлительны и монотонны.
14. В СССР было снято девять десятых фильма всего за 2 месяца. Но еще нужно было снимать итальянские сцены. В Италии ждал сюрприз — съемочную группу поселили в одной из самых дешевых гостиниц в двадцати километрах от места съемок. А в СССР итальянцы жили в самых лучших гостиницах рядом с местом съемок.
15. Съемки в Италии также сопровождались всяческим обманом с итальянской стороны. К примеру, они заявили, мол, тут всё не так, как в вашем СССР, тут за все нужно платить деньги. Как потом оказалось, муниципалитету действительно нужно было заплатить за съемки на улицах, но стоило это сущие копейки (лиры), но итальянцы экономили даже на этом.
16. Рязанов не выдержал. Он объявил так любимую итальянцами забастовку. Был вызван даже Луиджи Де Лаурентис (брат Дино), которому Эльдар Рязанов заявил, что не будет снимать фильм, если съемочную группу не поселят в нормальную гостиницу. Также одним из условий было то, что для съемок нужны хорошие ассистенты по костюмам, кои остались в СССР, без них нет смысла снимать дальше. Требования были выполнены.
17. Из-за незнания итальянских законов — чего можно, а чего нельзя снимать, съемки действительно проводились с операторской машины, а не с асфальта. Если вдруг появлялся полицейский, то нужно было спешно скрываться, чтобы не получить штраф. Для Рязанова это была дикость. К примеру, в СССР для съемок подключали милицию, а здесь ее боялись.
18. Съемки в Италии сопровождались элементарным бездействием итальянской стороны. Во-первых, они всячески снижали количество массовки, чтобы лишний раз не потратить деньги, а во-вторых, они не считали нужным готовить «декорации». К примеру, для съемок сцены в больнице требовалось создать вывеску, которую бы в СССР сделали за 15 минут. А там не сделали, сославшись на отсутствие материалов. «Я не буду снимать» — сказал Рязанов. «А нам плевать на вашу страну!» — сказал итальянский адвокат производства. Рязанов снова вскипел. Драться с адвокатом он не стал, но потребовал вызова Де Лаурентиса. Адвокат принес извинения лишь через несколько дней.
19. Но не всё было плохо в Италии. Съемочная группа имела возможность посетить исторические памятники, прогуляться по Риму. К тому же итальянские сценаристы Кастеллано и Пиполо всегда были на стороне советской съемочной группы. Они даже приглашали Рязанова домой и водили его на футбол. Чуть позднее они сами станут режиссерами и снимут много кассовых фильмов. В частности, они будут успешны в работах с Челентано и снимут такие фильмы как «Укрощение строптивого», «Бархатные ручки», «Ас». Возможно, для съемок этих комедий они что-то «подсмотрели» у Рязанова.
20. Когда подошло время монтажа фильма, то Лаурентисы предложили Рязанову итальянского монтажера, который бы смог провести работу в короткие сроки, так как считалось, что «русские медлительны». Но Рязанов никому не хотел доверять монтаж. В итоге фильм был смонтирован всего за месяц, что очень удивило итальянцев.
21. На просмотр комедии были приглашены важные люди с одной американской киностудии. Итальянцы чуть ли не кланялись им в пояс. На показе присутствовал Рязанов и еще какие-то люди. Во время просмотра фильма Эльдару Рязанову было приятно, что люди в зале смеются. Как потом оказалось, это была особенность итальянского кино — в зал на премьеру приглашаются специальные люди, которые смеются за деньги, чтобы создать атмосферу. Фильм американцам понравился, но они спросили у Де Лаурентисов, почему те не пригласили в фильм хоть каких-то звезд. В итоге американцы фильм не купили.
Данные факты взяты из нескольких опубликованных интервью с Эльдаром Рязановым, а также из его мемуаров.