Почему сериал «Михайло Ломоносов» — шедевр?

Сериал «Михайло Ломоносов» (1986) был интересен и в 1980-х, и по сию пору. Начинаешь смотреть с любого места и – невозможно оторваться. Снять байопик о знаменитом учёном, не сотворив из фильма пафосную скучищу – это надо иметь талант. У режиссёра Александра Прошкина он (талант), несомненно, есть. Почему же этот девятисерийный телефильм – шедевр?

Итак, соблюдён баланс – мы наблюдаем не эталонного сверхчеловека, не парадный портрет с датами и названиями, а многогранного, умного, грубого, где-то жестокого и – при том возвышенно-мыслящего героя. Он не только штурмует знания – он пьёт, буянит, заводит внебрачную связь с немецкой девушкой, дерётся с академиками, не желает признавать авторитеты – Ломоносов живой и настоящий, хотя и гений.

В серьёзной ленте есть …детали приключенческого романа. К примеру, похищения русского студента вербовщиками прусского короля и побег Ломоносова из крепости Везель. Это не выдумка, но факт, однако, могли бы не показать – мол, учёный с мировым именем и вдруг… лезет по стенке. Похищения здоровых мужчин с целью превращения их в рекрутов – обыкновенная практика XVIII столетия.

Чаще всего будущих «генералов» спаивали, вязали, а бедняги просыпались уже с «подписанным контактом» в кармане мундира. Иногда завлекали обманом – на этом строится завязка фильма «Фанфан – тюльпан» (1952), хорошо известного в Советском Союзе. И вдруг эдакая авантюра в биографическом фильме о науке. Это – великолепная деталь!

Историческая реальность вплетается в конкретную биографию. Иной раз кажется, что хроника царей, фаворитов и сановников даже интереснее основной темы повествования. Впрочем, если бы нам явили только событийный ряд, как это сделала впоследствии Светлана Дружинина в «Тайнах дворцовых переворотов», получилось бы много хуже…

Жизнь-страсть-власть Елизаветы Петровны, Екатерины Великой, Ивана Шувалова, братьев Орловых – это дивная вишенка на торте, а не сам торт, и потому – смотрится очаровательно. Точно так же рассказ о Михайле без фоновых событий – тоже показался бы куцым. В этом фильме каждая из граней – блестит, однако, надо, чтобы они сияли все вместе.

Опять же, история подаётся через авантюры, любовные интриги, маскарадную шумиху – общеизвестно, что XVIII век был назван «галантным». Всё решалось в будуарах королей и цариц, фаворитизм считался нормой, а власть в России переходила не столько по Указу (точнее – уставу) о престолонаследии 1722 года, сколько по воле мятежной гвардии.

Особо «вкусно» снят заговор Екатерины против её супруга – Петра III. Конечно – однобоко. Этот император не был «голштинским чёртушкой», как его звали за глаза, но для подобных действ – самое то. И, конечно, великолепная игра актёров и шикарный саундтрек от композитора Владимира Мартынова – здесь тоже занятный контраст.

С одной стороны – почти песнопения, с другой – хулиганская песенка, которую пел Олег Меньшиков в роли изобретателя русского фарфора – Дмитрия Виноградова. Если всё просуммировать, то причина успеха сериала – в его …непредсказуемости. Зритель ждёт хрестоматийного пересказа, а получает увлекательную и динамичную вещь, где всего понемножку.

Ближайший аналог – романы Валентина Пикуля о той же эпохе – «Слово и дело», «Пером и шпагой», «Фаворит». Не удивлюсь, если авторы сценария это и имели в виду. Конечно, тут есть и допущения, которые не хочется именовать ляпами. Так, Ломоносов никогда не видел Баха в кирхе, куда, якобы случайно зашёл. И с Фридрихом Великим они не смотрели друг другу в глаза, но это столь шикарно показано, что нам кажется: так оно и было…

Оцените статью
Почему сериал «Михайло Ломоносов» — шедевр?
Как снимали фильм «Особенности национальной рыбалки»