Немногие знают, что первоначально этот фильм заказывался министерством просвещения, как элемент пропаганды образования среди рабочих и служащих, которые, в своё время не смогли окончить 10 классов.
По данным всесоюзной переписи населения 1970 года выяснилось, что в стране более 30% молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет не имели полного среднего образования. Когда эти данные попали высшему руководству, чиновники были неприятно удивлены низким уровнем образования молодёжи.
Были срочно разработаны меры по исправлению ситуации. Помимо открытия множества вечерних школ, были приняты законы о льготах и преимуществах для лиц, которые хотели получить среднее образование в вечернем режиме.
В дополнение к этому немалые средства выделялись на пропаганду среднего образования среди рабочих крупных предприятий. А также был сформирован государственный заказ в творческие организации на создание различных произведений (книги, пьесы, фильмы и т.д.) на эту тему.
Поэтому телевизионный фильм «Большая перемена» изначально создавался как агитационный фильм для достаточно узкой аудитории советской молодёжи, не имеющей полного среднего образования.
Это было первоначально заявлено в релизе уже готового сценария, и поэтому не все популярные актёры захотели участвовать в заказной «агитке». Об этом уже много было написано, в том числе и на нашем канале.
Но в этой статье я бы хотел рассказать о других интересных фактах создания фильма.
Первоначально сценарий носил название «Приключения школьного учителя». Когда съёмки уже начались, в газете «Вечерняя Москва» вышла статья о будущей картине. И случилось неожиданное.
Редакцию газеты, а заодно и руководство «Гостелерадио», учителя завалили возмущенными письмами! Они были оскорблены тем, что серьёзную педагогику поставили в один ряд с какими-то легкомысленными приключениями, и создатели фильма предлагают всем посмеяться над их нелёгким учительским трудом.
Авторам пришлось срочно искать новое название. Объявили конкурс среди членов съёмочной группы. Призом была бутылка дорогого коньяка. Победил оператор Анатолий Мукасей, который произнёс первым: «Большая перемена»
Интересна история и о том, как биографическую повесть автора сценария Георгия Садовникова общим решением худсовета превратили в смешную комедию. Чиновникам показалась, что если фильм будет весёлым, то и агитационный эффект будет сильнее.
Отчасти они оказались правы. После премьеры фильма в вечерних школах и вправду был зафиксирован всплеск из желающих учиться. Но, к сожалению, через несколько месяцев был зафиксирован и мощный отток учеников, так как оказалось, что реальность не была похожа на то, что было показано в фильме.
Георгий Михайлович Садовников позже рассказал, что окончательный вариант сценария значительно отличался от первой написанной им версии.
Дело в том, что Садовников после окончания пединститута сам поработал учителем в вечерней школе и хорошо знал тему изнутри. Позже об этом он написал серьёзную повесть «Иду к людям», которая и легка в основу будущего сценария.
Он долго сопротивлялся тому, что бы сделать из своей биографической истории (прототипом Нестора Петровича был он сам) смешную комедию, но в итоге был вынужден сдаться.
Поэтому окончательный вариант сценария сильно отличался от его первоначальной задумки. И к тому же фильм из двухсерийной картины (предусматривалась версия и для кинопроката), превратился в пятисерийный телевизионный фильм.
Правда, позже в целях экономии его сделали четырёх серийным, из-за чего из комедии убрали несколько забавных эпизодов.
Например, зрители так и не узнали, что в той вечерней школе был ещё и самодеятельный театр. И перед выпускным балом ученики должны были показать гостям и учителям школы свой спектакль «Евгений Онегин».
В спектакле Евгения должен был играть любитель танцев Ляпишев, а Татьяну – тайная тунеядка Коровянская. Но перед спектаклем она испугалась полного зрительного зала и убежала.
Так как текст Татьяны знал только режиссёр постановки Нестор Петрович, то к ничего не подозревающему Ляпишеву на сцену вышел именно он в наспех сделанном гриме Татьяны.
Убрали также несколько забавных эпизодов в классе. Например, когда возрастной персонаж Леонова на контрольной работе пытается неумело списать задание у своей дочери, а та по ошибке дала ему не ту тетрадь.
Первоначально они вообще должны были учиться в разных классах, так как по повести Садовникова у отца было всего пять классов образования, а у дочери – восемь. Да и вообще он был не отец, а мать.
Но авторы посчитали, что если будет отец, и они с дочерью будут сидеть на соседних партах, то это будет намного забавнее для сюжета.
Что касается реальных прототипов героев фильма, то Садовников признался, что почти все персонажи выдуманы. Кроме истории наивной любви ученицы к своему учителю.
Дело в том, что у Нелли Леднёвой был реальный прототип. Это некая девушка-ученица, которая влюбилось в своего молодого учителя (Садовникова). Она работала бетонщицей на заводе, была крепкого телосложения и высокого роста.
Каждый раз после занятий поздно вечером она порывалась проводить учителя домой, чтобы никто его по дороге не обидел. И Георгию Михайловичу каждый раз надо было придумывать какой-то повод, чтобы отказаться от её помощи и не обидеть её саму. Так как, несмотря на внешний вид, она была очень ранимой девушкой.
Также было, что она, заметив, что учитель не всегда успевает вовремя поесть, приносила ему свои домашние пирожки и котлеты. А чтобы он не смущался, тайно передавала их через знакомую учительницу. Всё это в немного изменённом виде вошло в сценарий, а позже и в фильм.
Неожиданно для киночиновников, а также для создателей картины, да и для самих актёров, фильм завоевал огромную популярность!
И вот уже полвека его с удовольствием смотрят все новые и новые поколения зрителей. Конечно, нынешней молодежи не очень понятно, что такое советская вечерняя школа, но смешные эпизоды и тот юмор, которые присутствуют в картине, остаются вне времени. И в этом огромная заслуга создателей фильма и актёров.