Ведь Петя довольно никчемный персонаж. Жалкий и невзрачный. Александр Олешко называл работу в фильме Джаника Файзиева «В полном невИдении». Дело в том, что у Олешко нормальное зрение, но создатели «Гамбита» специально нацепили на актера очки в шесть диоптрий. После этого взгляд «Пети» стал еще «туманнее», а выражение лица еще, так сказать, наивнее. Зачем вообще Петя потащился на фронт? Он ведь совершенно не предназначен для армейской жизни.
В режиссерской (телевизионной) версии «Турецкого гамбита» есть небольшой эпизод с Варей, который в кино не показывали. К сожалению, я не сумел найти его при подготовке статьи, но он там точно имеется. Варя Суворова рассказывает Фандорину про Петю, мол у того очень плохое зрение, но как только Яблоков узнал, что русские воюют за братьев-славян, сразу же отправился на фронт — с целью испытать себя. А от кого же он сбежал, интересно? Ведь на войне нужен далеко не любой человек. Многие не подходят. Вот, к примеру, Яблоков. Вроде хотел-то он добра, а по факту из-за катастрофической Петиной оплошности турки заняли пустую Плевну, положили там всех русских солдат, а война затянулась на месяцы. Да, много вреда нанес Яблоков своим бегством из шифровального отделения, несмотря на то, что на словах мечтал принести пользу и стремился к хорошему.
Практически все действие фильма Яблоков сидит за решеткой. На экране мы его не видим. А вот Варя постоянно мелькает рядом с Фандориным, к месту и не к месту. Зачем же, позвольте спросить?! Но это же элементарно. Поймать Анвара, настоящего преступника, и освободить жениха! Вот что двигало Варварой Андреевной. Женщина очень сильно походила на деятельного Фандорина, поскольку тот — Орел. Оба смелы до безрассудности, находчивы, полны кипучей энергии и совершают массу ошибок. Сколько человек отправилось на тот свет перед тем, как Фандорин вычислил настоящего преступника. Однако Эраст Петрович искал Анвара из детективного азарта, а еще затем, чтобы помочь России. У Варвары Андреевы цель была попроще: спасти Петю Яблокова от вечной каторги.
Такой женщине Фандорин не нужен. Вспомните, сколько раз Варенька пыталась управлять Эрастом Петровичем, помыкать им, манипулировать, диктовала, что делать. Фандорин почти никогда ее не слушал. Энергичным, деспотичным, властолюбивым женщинам, как Варя, хочется всегда иметь объект притеснения и ущемления. После того, как Суворова выйдет за Яблокова, их брак будет выглядеть примерно так.
Ну или так.
Зачем же Петя Яблоков потащился из Петербурга в действующую армию? Ответ очевиден: Петр сбежал от Вареньки, так как осознанно или бессознательно уже давно тяготился под каблуком и подспудно мечтал проявить хоть какую-то самостоятельность. Сейчас вы скажете: «Но ведь Петя обрадовался, когда Варвара приехала да так, что даже «бросил пост«? Ну понятно, что по прошествии времени Петр основательно соскучился, тем более первая встреча после долго разлуки всегда вызывает бурю эмоций. А потом вспоминаются старые обиды, вылезают всяческие «нюансы».
Конечно, Варвара Андреевна влюбилась в Фандорина по уши. Нет сомнений, что она ждала от Эраста каких-то решительных шагов, которых так и не последовала. Безусловно, Варя была не прочь закрутить с бравым сыщиком роман, который очень скоро рассыпался бы в прах. И разумеется Фандорин все понимал. Поэтому и не стал связываться с деспотичной девицей. Эраст ведь не Яблоков. И подкаблучником при тиранической жене точно не станет. «Турецкий гамбит» не мог закончиться никак иначе — Варя просто не способна была оставить Яблокова и остаться с Фандориным. Финал фильма абсолютно логичный, правильный и иным он оказаться в принципе не мог.